на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

Е. Синицын           

Теория творчества. Структурный анализ мышления.

Теория интегрированного обучения.

Глава 9. Память и обучение

                                                                                                                                                                

9.1. Кратковременная и долговременная память

Как это не покажется странным, одной из самых интересных проблем для педагогов-практиков является проблема памяти в процессе обучения. Почему школьники и студенты так быстро забывают учебную информацию, которую им многократно повторял учитель? Какие методы надо применять, чтобы запоминание было наиболее долгим? Почему, когда учитель даёт опорные конспекты, ученики быстро схватывают образную информацию, а потом даже через значительное время могут быстро вновь воспроизвести её?

Тот повышенный интерес, который проявляют педагоги к вопросам запоминания и забывания  учебной информации, объясняется достаточно просто: большинство педагогов-практиков цель процесса обучения и его методы видят в том, долго ли ученик (студент) помнит то, что ему объясняли на уроке или лекции или он изучал учебный материал самостоятельно. Если ученик многое помнит, следовательно, педагог хороший и ученик внимательный. Однако глубинные механизмы памяти, которые влияют на весь учебный процесс и его эффективность остаются вне поля зрения педагогов. Но проблема памяти и обучения остается.

Память и творчество эти две наиболее важные субстанции учебного процесса остаются, как и раньше, наиболее интересными для исследователя. Вспомним, Вертгеймер и его последователи не признавали роль ассоциаций в учебном процессе. Они считали их непродуктивными и механистическими.

Чтобы понять механизмы памяти в процессе научения, мы сначала остановимся на вопросе кратковременной и долговременной памяти. Среди ученых-физиологов, занимающихся проблемой кратковременной и долговременной памяти, существуют две точки зрения на механизмы хранения и консолидации следа памяти.

Первая гласит: информация попадает в отдел долговременного хранения через кратковременную память. Кратковременная память не в состоянии долго удерживать информацию и хотя последняя туда попала, она может исчезнуть навсегда. Чтобы информация хранилась долго, биохимические процессы, ее обеспечивающие, оказываются растянутыми по времени. Поэтому возникает большая глубина следа хранимой информации, и она может воспроизводиться  в человеке спустя  длительный промежуток времени после ее получения.

Согласно другой точке зрения, все зависит от того, насколько близко или далеко находится след памяти от порога считывания. Если след памяти - где-то, в окрестности порога считывания, то информация хранится долго и считывается быстро и без усилий. Если след памяти попадает в подпороговое состояние, то воспроизвести информацию очень трудно и создается впечатление, что информация просто забыта.

Второй точки зрения придерживается отечественный специалист по вопросам памяти нейрофизиолог Р. Ю. Ильюченок (1). Ильюченок считает, что попадание следа памяти в окрестность порога считывания зависит от степени эмоциональной окрашенности информации в момент ее предъявления. В дальнейшем мы сделаем попытку, используя представления об этом механизме запоминания и воспроизведения, предложить оригинальную модель памяти с применением математического подхода. Это выглядит парадоксально, но речь идет не о формализации понимания биологических процессов, а о подходе, который неожиданным образом позволяет прояснить некоторые моменты эмоционального восприятия информации и в дальнейшем более быстрого, и более медленного ее воспроизведения в зависимости от уровня эмоций, сопровождающего входную информацию.

Оба подхода не отрицают самого смысла понятий кратковременной и долговременной памяти, но вкладывают в них различное содержание. Но независимо от взглядов на эту проблему нужно использовать такие методы обучения, которые были бы адекватно эффективны при любой точке зрения. Эти методы должны быть помехоустойчивы независимо от того попадает информация в долговременную память через кратковременную или срок её хранения и легкость считывания зависят от удаленности следа памяти от порога считывания при воспроизведении. Надо сказать, такие подходы не новы, они используются в радиолокации, в сейсмической разведке и, вообще говоря, в различных сферах, где применяется теория принятия решений. Этот путь – поиск инвариантных методов обнаружения сигналов или инвариантных методов обработки.

В чём их преимущество перед другими? Инвариантные методы не зависят от изменения условий. В нашем случае обе точки зрения на интерпретацию понятий - кратковременная и долговременная память - не должны сказываться на эффективности выбранных методов обучения. В любом случае всегда желаемым является попадание учебной информации в «кладовые» долговременной памяти, но таким образом, чтобы можно было бы потом вызвать ее оттуда. Если информация туда не попала, то ее нельзя по прошествии определенного времени вспомнить. Путь в «кладовую» долговременной памяти всегда лежит через блок кратковременной, но информация в ячейках кратковременной памяти хранится недолго, всего, по разным данным, от нескольких десятков секунд до нескольких минут. Это первая фаза запоминания информации. Ниже приводится простейшая схема движения информации по блокам кратковременной и долговременной памяти.

 

скачать главу (файл в формате PDF)

 

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.


 

                                                                       Copyright © 2010