|
Е. Синицын. Теория творчества. Структурный анализ мышления. Теория интегрированного обучения. Глава 3. Гештальтпсихология и решение задач по математике (фрагмент)
Сделав короткий экскурс в область теоретических построений Кедрова, рассмотрев отдельные аспекты его теории с позиции современных достижений физиологии мозга, мы должны коснуться еще одного важного направления психологии, которое также проливает свет на принципиальные вопросы творчества. Этим направлением является гештальтпсихология. Основоположником необычной, поразившей современников теории, был австрийский ученый, психолог и педагог в области школьной математики М. Вертгеймер. Созданию его теории во многом способствовали его беседы с Эйнштейном. Продуктивное мышление и репродуктивное. Кто из педагогов не мечтал о первом, но вынужден мириться со вторым. В чем же их принципиальная разница? Продуктивное мышление активно, а репродуктивное - пассивно. Продуктивное мышление оставляет глубокий след в памяти человека, а следы при репродуктивном мышлении быстро стираются. Продуктивное мышление на уроке дается нелегко и педагогу и ученикам. Оно требует от обоих большого искусства. Это понятно, природа человека так устроена, что за все эффективное надо нести высокую плату. Какое отношение имеет гештальтпсихология к продуктивному мышлению? Самое прямое, оно лежит в ее основе, даже больше того, составляет стержень, на котором построена гештальтпсихология. Но чтобы дать представление о том, что есть гештальтпсихология, используем определение Вертгеймера: «Существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих, якобы, в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что представляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого» (1). Выдающееся прозрение Вертгеймера о целостном представлении любого объекта, в котором сущность любой части обусловлена сущностью объекта, предвосхищало революционную теорию холодвижения Д. Бома. В этой теории любые элементы существования мира, в том числе пространство и время, сознание и материя взаимосвязаны общей конечной целью, выполняют свои особые функции, не могут иметь независимые структуры. Все рассматривается только в отношении к целому и противоположно механистическим концепциям строения мира. В холономной теории утверждается, что нет ничего изолированного. Вселенная это живой организм, объединяющая одушевленную и неодушевленную материю (2). Определение, которое дал сам Вертгеймер, взятое из книги «Продуктивное мышление», скорее абстрактно и сложно для понимания, поэтому необходимо дать наглядный пример для его иллюстрации. Любой пешеход прекрасно знает свои ощущения, когда он переходит улицу на сложном перекрестке. Как он воспринимает ситуацию? Только ли он смотрит на светофор? Нет! Он еще видит мчащиеся и уже начинающие притормаживать перед желтым светом автомобили, мгновенно оценивает возможность нарушения ими правила проезда перекрестка. Начало перехода: пешеход поворачивает голову налево, откуда ему опасность грозит на ближнем к нему участке, а затем направо, оценивая также встречное движение. Ну, а если многорядное движение? Тогда взгляд пешехода становится все более беспокойным, так как машины ближнего ряда закрывают от него обзор и еще более увеличивают опасность перехода. Что бы мы ни говорили себе, переход улицы всегда усиливает напряженность психического состояния человека, делая его сильно направленным и вынуждая пешехода мгновенно охватить всю ситуацию движения в целом. Все элементы, отражающие обстановку перехода, сильно связаны между собой в некоторую внутреннюю структуру и динамически взаимозависимы друг от друга. Совершенно очевидно, что если бы мозг человека воспринимал описанную ситуацию поэлементно, изолированно, без динамической взаимосвязи элементов друг с другом, можно сказать не системно или целостно, то пешеходы часто попадали бы под колеса движущихся автомобилей. Так мозг человека, включая системное видение объекта, организует защиту человека. Поведение человека вторично по отношению к его мышлению (которое может носить бессознательный характер). По Вертгеймеру, мышление это не просто система отдельных элементов, слепо связанных между собой, а взаимозависимая динамическая система этих элементов, когда поведение одного определяется изменением другого (3). Что же все-таки такое структура, которая составляет основной стержень гештальтпсихологии. Сейчас, когда достижения кибернетики позволили осуществить почти фантастический переворот в науке и технике, есть возможность использовать понимание свойств и строение структуры, взяв их из этой науки. Несколько абстрактное кибернетическое определение: структурой называется совокупность всех отношений между подсистемами и элементами системы. скачать главу (файл в формате PDF)
Copyright © 2010 |