на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

             

Общественно-публицистическая газета

«РОССИЙСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБЩЕСТВО»

15.12. 2005

Евгений Синицын, кандидат технических наук, профессор Международной славянской академии, педагог-новатор:

Он основал свою систему, развивающего обучения детей - интегративную. В ее основе лежит убеждение, что только творческое начало, разбуженное в ребенке, может помочь ему усвоить школьный материал. На занятиях у Евгения Синицына дети рисуют, сочиняют рассказы, даже решая математические задачи.

Подготовил и записал беседу с Е. Синицыным

журналист Сергей БОЙКО

Новосибирск

Как воспитать гения, или Несколько парадоксальных мыслей о педагогике

 

Система школьного образования держится на трех китах, имена которым - знание, умение, навыки. Все уверены, что чем больше дадим ребенку знаний, тем лучше. Только получается наоборот: если во втором классе половина учащихся хорошисты, то в девятом-десятом классах преобладают троечники. Где выход?

Педагоги любят говорить о развивающем обучении. Но спросите, что они хотят развивать, и не получите ясного ответа.

Давайте развивать то, что предопределяет одаренность. Одаренность бывает средней, высокой, запредельной, это уже гениальность. Гениальность и есть идеал, к которому надо стремиться. Возникает соблазн построить математическую модель гениальности. Мысль парадоксальная, безумная и, на первый взгляд, совершенно неосуществимая. Хотя бы потому, что нет общепризнанного критерия гениальности. Ромен Роллан писал, что гений соткан из противоречий, Бальзак находил, что гений похож на всех, и никто не похож на гения, Аристотель спорил, что нет гения без примеси сумасшествия. Гений обладает совершенно другими психическими характеристиками, которые отличают его и от талантливого, и от обычного человека.

Вторая трудность - для математической модели нужны величины, которые выражаются в числах. Как измерить, например, воображение? Один из самых великих психологов современности Карл Густав Юнг утверждал, что творчество и гениальность невозможно описать рационально. В самом деле, легче объявить их божественным даром.

А мы не будем ничего измерять, мы будем сравнивать масштабы фантазии, одержимости и прочих черт гениальной личности - таких факторов насчитывается восемнадцать - с масштабами тех же факторов у других людей. Начнем с воображения и примем постулат, что, например, у Пушкина оно больше, чем у какого-то второстепенного поэта или другого человека. И у Бетховена богатое воображение -- у всех гениев его несомненно больше, чем у остальных людей. Пронормируем и получим максимальное значение воображения, равное единице. На оси «икс» воображение гениев будет располагаться возле единицы, воображение прочих людей разместится ближе к нулю. На оси «игрек» точно так же откладываем интуицию, на оси «зет» - одержимость. Математика имеет дело с многомерными пространствами, поэтому, заполнив тем же способом все восемнадцать осей, получим восемнадцатимерный вектор, его конец опишет некое облако - область гениальности. Нужно, чтобы психические характеристики человека попали в эту область или приближались к ней.

Следующий шаг - сделать ребенка незаурядным. Это очень легко, потому что многие психические факторы у детей и гениев совпадают. Это воображение, чувство новизны, генерирование идей, ранимость, одержимость (у детей - увлеченность), чувство прекрасного, вдохновение. Нужно их беречь и развивать остальные.  Еще одно свойство, присуще гению, - способность преодолевать познавательно-психологические барьеры, иначе называемые стереотипами. У детей стереотипов нет, значит, в данном отношении они гениальны. Но самый главный фактор гениальности называется спонтанностью, его можно еще назвать непредсказуемостью, иррациональностью. Это реакция на новизну. Что с этим качеством делает школа? Принуждая усваивать знания (а как иначе, если хорошисты превращаются в троечников - им надоедает учеба!), она подавляет у детей спонтанность - опору их одаренности. Если спонтанность погублена, то это - катастрофа. Все творческие личности ею обладали, особенно великие. Творчество всегда спонтанно. Выдающийся психолог и социолог Эрих Фромм сказал: «Человек двадцатого века стоит перед выбором - творчество или деструктивность». Почему подросток становится наркоманом? Потому что не попал в область творчества. Если нет творческого восприятия мира, человек стремится к разрушению.

Нужно направить ребенка на другой путь. Зигмунд Фрейд предложил термин «биофилия» - любовь ко всему живому. После первой мировой войны он сделал вывод: так же, как к любви, человек стремится к смерти, то есть старается сделать живое неживым. Это некрофилия, инстинкт, от него никуда не деться, он проявляется в агрессии. Я предлагаю единственный путь: направить биофилию против некрофилии. Биофилия - это зайчики, белочки, травка, солнышко, мама, папа. Читайте ребенку добрые сказки, любите его, и у него сформируются соответствующие информационно-смысловые и образно-цветовые структуры, он попадет в область творческого восприятия мира и из нее уже не выйдет.

Мне один знакомый сказал: эти структуры деспотируют человека. Правильно! Моцарт, умирая, сочиняет реквием. Есенин перед самоубийством собственной кровью пишет последнее стихотворение. Только смерть может остановить творческий процесс.

Педагог не должен быть деспотом, нельзя давить на ребенка: учи, учи, учи! Нужно делать так, чтобы учеба приносила удовольствие. Ему удовольствие приносит творчество. Чем раньше начнем заниматься с детьми, тем лучше. Желательно начинать до пяти лет. Самое опасное, когда в школе забивают спонтанность. Появляется неуверенность, страх, что в жизни ничего не достигнешь. Главное, чтобы не было страха. Я вспоминаю "Фауста" Гете:

Узнал Ученого ответ,

Что не по вас, того и нет.

Что не попало в ваши руки,

Противно истинам науки.

Чего ученый счесть не мог,

То заблужденье и подлог...

В основе системы интегративного обучения лежат принципы, в некотором отношении парадоксальные, в том числе биофилия, гармония, многомерность смыслов, эмоциональная окрашенность информации. Без них теряется полифонический смысл, и искусство обучения превращается в ремесло. Для осуществления этих принципов нужна интеграция различных дисциплин. Интеграция и целостность - вот кредо моей системы. Она соединяет науку и искусство. На одном уроке присутствует литература, рисование, математика, физика, иногда - география и история.

Хотя бы раз в неделю на дополнительных занятиях детям читают рассказы, вызывающие любовь ко всему живому. При этом агрессия полностью вытесняется из сознания. Рассказы включены в мои книги "Веселая математика-1", "Веселая математика-2" и "Математические сказки". Потом дети делают рисунок к рассказу. И в прозу, и в рисунок включены математические задачи, их нужно решить. Скорость обучения получается невероятно высокая. Ребенок увлекается, он думает, как нарисовать картину, как самому написать рассказик. Рисуя, он выбирает краски, передающие его настроение, это оказывает лечебное воздействие. Неважно, кем станет в будущем ребенок, - поэтом, художником или инженером. Гении все универсальны.

Метод проверен десятилетним опытом и используется в четырех новосибирских школах на внеклассных занятиях. Дети на уроках становятся добрее. Чтобы талант проявился, нужно развивать воображение, вдохновение и другие качества. Мой метод - не вытеснять, а компенсировать агрессивные факторы. Меня часто спрашивают, откуда берется агрессия в детях и как с ней бороться. Всех нас делает агрессивными урбанизация. Поезжайте на дачу, на речку, природа лечит, она лучший психотерапевт. Эта природа в моих рассказах. И дети входят в психотерапевтическое состояние творчества. Это метод психосинтеза социально-ориентированной личности, которая заинтересована в сотрудничестве, добре, искренности. Такое не всегда встретишь на обычных школьных уроках.

В школе, к несчастью, царит конвейерный метод обучения. Учительница объясняет новый материал, класс решает задачи, получает домашнее задание, на следующий день начинается проверка усвоенного, затем цикл повторяется. Ученик неосознанно сопротивляется этому однообразию, он часто бессилен выразить себя как личность, потому что опасается непонимания учителей. Нерастраченная энергия подпитывает темные стороны его личности. Гонка за перенасыщением и усложнением школьных программ не прибавляет знаний, но ухудшает психическое и физическое здоровье учащихся. Издержки такой технологии проявляются в психических комплексах: неуверенности, отчуждении, агрессивности. С годами это приводит к неврозам, за психическим здоровьем следует и телесное.

Конвейерное обучение мешает творческому восприятию мира. У нас же через творчество на уроке рождается любовь к процессу познания, происходит самореализация лучших способностей ученика, осуществляется взлет человеческой личности к вершинам свой сущности. При этом возникает эффект психотерапевтического лечения. В этом заключается здоровьесберегающее содержание моего метода обучения.

 


    

                                                                       Copyright © 2010