на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

Евгений Синицын 

Гении и дети (Фрагменты статьи "Тайна творчества гениев", опубликованной в политико-правом журнале "ПРЕЗИДЕНТ. ПАРЛАМЕНТ. ПРАВИТЕЛЬСТВО", июнь 2001 г.).

   

...Теперь мы приступаем  важнейшей проблеме сравнения творчества величайших, творчества детей и возможностью или невозможностью воспитывать гениальных людей или отдать полностью этих людей на волю природы и судьбы.  Неужели можно проводить какие-либо параллели? Как ни парадоксальна сама мысль, искать элементы сходства в способах познания мира  и механизмах творчества гения и ребенка. Но они есть. Но перед такой существенно важной частью этого раздела добавим одну необычайно яркую черту личности гениальных людей, которая их роднит с одаренными детьми.
    Во-первых, как у избранников Богов, так и у детей очень высокая скорость познания окружающего мира за счет сравнительно легкого преодоления познавательно-психологических барьеров. У детей это совершенно необходимое свойство их мышления, в противном случае дети не будут успевать перерабатывать гигантский объем информации, который непрерывным потоком обрушивается на них. Можно сказать еще более определенно, у детей барьеров почти нет, попросту они не успели приобрести.
Во-вторых, способность детей к целостному восприятию объектов поразительна. Это то, что отличает очень талантливых людей от обычных. Дети видят смысловые очертания объектов со всеми их многочисленными связями. У детей “узкие” смысловые окна в мир формируются очень медленно. Поэтому так характерные стереотипы у взрослых - у детей отсутствуют, как отсутствуют они у талантов,  ищущих  истины вне привычных схем.
    В- третьих, сила фантазии и воображения у детей  могут  конкурировать с силой фантазии самых одаренных людей на земле. Именно это свойство их творчества определяет непреходящую любовь детей к сказкам. Когда ученики начальных классов рисуют, их фантазия и воображение не имеют пределов как в выборе колорита цветов, так и в образах персонажей их рисунка. Неспособность взрослых фантазировать влечет за собой неадекватную оценку оригинальности композиции детского рисунка. Ученики на рисунке выражают свое отношение к миру, часто радостное, но часто трагичное. Дети еще не знают страха в творчестве, гении этот страх научились преодолевать.
    В - четвертых, все детское творчество обусловлено мощной работой бессознательного, также, как это наблюдается у гениальных людей. Всплески бессознательного, как мы уже видели обеспечивают преодоление познавательно-психологических барьеров. Почему дети так любят рисовать ласковое радостное солнце, прозрачное голубое небо, зеленеющую травку, цветы, бабочек и стрекоз - они любят природу неподдельно и счастливо. Они ее одушевляют с таким же упоением как это происходит у великих. Но связь с природой протекает через таинственные космические каналы, которые запускают бессознательное в творчестве талантов и в творчестве детей. Многослойная схема бессознательного Налимова объясняет глубокое воздействие архетипов на детское творчество, их связь с коллективным бессознательным, напластованным веками в их психике.
    В-пятых, как у гениальных людей так и у детей высокая фаза творчества протекает тогда, когда их посещает вдохновение. У детей такая же тонкая и ранимая психика, необычайная впечатлительность и чувствительность, как у талантливых взрослых, поэтому сам процесс вдохновения является очень уязвимым, но воспитатели и учителя об этом не подозревают.
В-шестых, самое бесценное качество таланта в любых сферах творчества - это спонтанность, качество отличающее личность от заурядности и посредственности. Но спонтанность детей столь велика, что становится пугающей для взрослых, особенно педагогов, которые делают все, чтобы ее обуздать.
    Удивленный читатель скажет - если дети столь талантливы, то куда же они исчезают, когда ребенок, школьник взрослеет. Вывод потрясает своей удручающей силой - огромный творческий потенциал у детей является их ахиллесовой пятой и невежественные взрослые  губят его, превращая одаренного ребенка в обычную посредственность, похожую на них самих.
Мы видим, что сложный психофизиологический комплекс детского творчества является крайне слабо защищенным от внешней среды. Выпадение любой из компонент оказывается почти катастрофическим для развития природных талантов. Нет ничего легче, чем уничтожить детскую спонтанность и перевести ее на рельсы стереотипов, психические кандалы которых скуют крепче, чем десятки реальных пут.
Воспитуема ли спонтанность?  Если ответ отрицателен, то на пути развития творчества будет стоять консервируемая и неразвивающаяся спонтанность. Это наглядное противоречие дает грандиозную перспективу воспитывать  творческую личность через стимулирование развития спонтанности. Почему именно спонтанности? В предисловии к знаменитой книге выдающегося мыслителя ХХ века Э.Фромма “Психоанализ и этика” П.С. Гуревич пишет: ”Третья поразительная идея философской антропологии ХХ века  принадлежит Фромму. Он показал, что спонтанность человеческой природы как бы пересотворяет самого человека не только духовно и экзистенциально, но и в качестве биологического вида”.
    Но неожиданно в связи с последним небольшим фрагментом высвечивается таинственная полумистическая проблема, если гениальность частично имеет наследственный характер, и ее редчайшее проявление обусловлено почти невероятным стечением обстоятельств, когда рождается ребенок с предрасположением к высокой одаренности, то как же его развивать, чтобы вырастить гения. Как развивать в условиях неопределенности, не зная, в каком же ребенке воплотилось божественное предвидение.
    Однако выше мы отметили, что по ряду психических характеристик, связанных с творческим потенциалом личности,  дети очень похожи на гениальных людей. Следовательно, не так уж мало рождается одаренных детей. Но какова же участь детской одаренности. Не разделяют ли они подчас драматическую участь гениальных людей. И снова вопрос, на который мы уже частично ответили. В процессе роста ребенка его учат и воспитывают, но оказывается, что при этом уникальные для взрослых и одновременно ценнейшие психические характеристики не выдерживают психологического авторитарного прессинга воспитания и обучения педагогов и родителей. Представим здесь же фантастическую картину, что создан метод психосинтеза личности, который не подавляет психические основы творчества и мощное творческое “Я” в ребенке, то самое “Я”, о котором говорил Адлер, как об основной составляющей человеческой личности, а развития этого “Я”.
И тогда вырисовывается цель обучения противоположная традиционной - не стремиться давать как можно больше знаний, а развивать в нужном направлении психику ребенка. А знания пусть будут следствием из этого необычного развития. Ведь гениальность базируется на огромном количестве информационных смысловых структур, запечатленных в нейронной сети мозга гения, при этом очевидно, что запечатленная в мозгу информация приобретена гением вследствие его неутолимой тяги к познанию. Если у ребенка мы не отнимем этой биологической заложенной потребности, вызревающей почти на уровне инстинкта, то весь гигантский будущий калейдоскоп сцепленной смыслом информации, сформируется в клад гениальности. И подавляя потребность познания, мы получим личность с бедным набором информационных смысловых структур и без тяги к ее расширению.
    Как уже мы видели, одним из признаков гениальной натуры является необычайная универсальность продуктивной творческой деятельности. Следовательно, первый недвусмысленный вывод - необходимо развивать универсальность творческой личности. Второе - гениальность - это  дар восприятия красоты, красоты в математических построениях, красоты в оттенках цветовой гаммы, красоты мелодий, красоты природы и рисунка. Следовательно, и метод обучения и воспитания должен, прежде всего, развивать, а не подавлять эстетическое чувство красоты, как это происходит в значительной части методов обучения, ориентированных на все увеличивающийся объем абстрактных знаний, в скоплении которых вытесняются необходимые творчеству эстетические чувства. Лишь тот ребенок, у которого это чувство будет необычайно тонким и сильным, готовится к выдающейся творческой продуктивной жизни.
    Следовательно, мы должны развивать спонтанность, целостность и высокую  эмоциональность познания окружающего мира.  И все же, это еще не гарантирует появления в будущем гениальной личности. Но уж если задатки есть, то нужно все сделать, чтобы их не потерять. Одновременно для этого нужны соответствующие школы: пианистические,  литературные, школы художников, скульпторов и архитекторов, философов и психологов. В период итальянского Ренессанса расцвет изобразительного искусства был связан также с преемственностью школ, в которых росли Рафаэль и Микеланджело, Леонардо да Винчи и ....
    Вернемся снова к методам обучения. Основываясь на исследовании механизмов творчества  ученых, художников, поэтов и других людей, Синицын создал метод психосинтеза личности через концепцию системы интегрированного обучения, в котором целостно и гармонично были связаны художественная проза и русский язык, рисунок, математика и физика, эпизодически также и другие школьные дисциплины (география, история, экология). Принципы этого вида обучения исходили из принципов творческого процесса и частично носили оперный эффект (принцип гармонии, полифонии, лейтмотива и т.д.). Опыт показал удивительную восхищенность и любовь к этой системе обучения именно детей. Их удивительную спонтанную заинтересованность к познанию нового для них мира знаний.  Образно эту систему можно было бы сравнить с сетью, наброшенную на скрытые в глубине бессознательного зачатки детских талантов, с целью выловить их на благо человечества.
    Открытые нами парадоксы и тайны гениальности следуют одни за другими, и в доказательности их неисчерпаемости вдруг на поверхность поднимается еще один из них. Если гениальность - это редчайшая флуктуация в человеческой природе, непонятная и таинственная, как предначертание судьбы, то, что если у тех, кто подавляет эту космическую флуктуацию родился ребенок с будущей судьбой гения, тогда что!?
Поставив на место сформировавшегося гения развивающегося одаренного ребенка, мы получим недвусмысленный ответ на вопрос - почему истинная и исключительно уязвимая одаренность с таким трудом проявляется в школьной жизни. И тотчас возникает очередной парадокс - все педагоги нескончаемо говорят о развитии детей, создавая для этого бесчисленные методики, но еще более бесчисленные препятствия проявлению одаренности и нам остается вновь вернуться к пророческим словам великого нашего поэта, вложившего их в уста гениального Моцарта:

 

 Когда бы все так чувствовали силу
     Гармонии. Но нет: тогда не мог
     И мир существовать; никто б не стал
     Заботиться о нуждах низкой жизни ;
     Все предались бы вольному искусству.
     Нас мало избранных, счастливцев праздных,
     Пренебрегающих презренной пользой,
     Единого прекрасного жрецов.
     Не правда ль ?

 

Ответ нам Пушкиным самим подсказан…

 

             

                                                                       Copyright © 2010