на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

Е.Синицын, О. Синицына

Характеристики психологических типов. Система развития одаренных детей.

Изд. НГАХА. Новосибирск, 2006.

Психологические типы детей

                                                                                                                                                                

Дети-экстраверты

Непоседливы, очень энергичны, открыты для внешнего мира, любят разговаривать (особенно на уроках в школе), чем раздражают преподавателей. В компаниях сверстников экстраверты являются зачинателями разных игр, часто потасовок. Со стороны это выглядит агрессивностью, но глубинная причина обусловлена направленностью во внешний мир ребёнка-экстраверта. Если детям, особенно экстравертам, родители, учителя, воспитатели не прививают чувство ответственности, то стремление детей к свободе переходит границы дозволенного и способствует постепенному превращению ребёнка в маленького диктатора. Справиться с таким ребёнком по мере его взросления становится всё труднее и труднее. Будучи легко увлекаемыми и увлекающимися, дети-экстраверты участвуют во всех начинаниях, предлагаемых им взрослыми: пьесы, праздники, конкурсы, КВН, соревнования, турпоходы.

Все дети-экстраверты на уроках активны: любят отвечать на вопросы педагога, выходить к доске. Лидерами среди сверстников чаще бывают экстраверты. Но часто сильное стремление к лидерству обнаруживается у экстравертов с непродуктивными чертами характера, так как, только став лидером, они могут реализовать своё стремление к власти над другими детьми. Бывают случаи, когда такой лидер борется с педагогом за власть над классом и нередко побеждает. Тогда, когда педагог не умеет  воздействовать на маленького диктатора. Дети-экстраверты в выражении счастья и радости очень искренни и импульсивны. В выражении горя - их искренность проявляется в обильных слезах. В юношеском возрасте у экстравертов их детская импульсивность пропадает, уступая место осмысленной деятельности. Заметим, что детей-экстравертов намного легче отличить от детей интровертов, чем взрослых по тестам.

 Дети интроверты

Дети-интроверты дома в семье замкнуты, молчаливы, их трудно расшевелить. Но их замкнутость переходит в сосредоточенность. На уроках внимательно слушают учителя, не мешают другим, но это не всегда означает, что они заняты делом. На вопросы учителя активности   не проявляют, к доске выходить стесняются. Их молчаливость и замкнутость в классе не свидетельствуют об их незнании, а есть следствие их интроверсии. Их сосредоточенность облегчает усвоение знаний. Эти дети могут не успевать воспринимать обилие фактов на уроках, особенно при современном подходе к перенасыщению информацией учебных программ. Дети-интроверты не создают шума на занятиях в отличие от детей-экстравертов. Такие ученики не вызывают раздражения у учителей, когда они не упрямы.  В авторитарных семьях дети-интроверты особенно уязвимы перед диктатом родителя, в результате они ещё глубже замыкаются в себе и, по мере взросления, у них может развиться комплекс неполноценности. В жизни дети-интроверты, хотя не проявляют видимой активности, но по мере необходимости могут за себя постоять. Подростки-интроверты, оказавшись в роли лидеров, оказывают невидимое сильное влияние на подростковый коллектив, которым управляют без лишних слов и эмоций.

Дети интуитивного типа

Этот тип отличает яркая выраженная фантазия, воображение. Такие дети, как правило, очень любят рисовать, лепить, увлекают своими идеями окружающих детей. Дома их трудно заставить соблюдать порядок. В школе дети интуитивного типа любят писать сочинения, сочиняют стихи, как правило, лучшие работы на детских выставках принадлежат таким детям. В жизни они чаще рассеяны, как будто витают в облаках. В их поступках нет чёткости. Любят природу, красота оказывает на них сильное воздействие. Однако, если взрослые не оценят эти способности и склонности детей вовремя, то по мере взросления подростки постепенно утрачивают свой творческий потенциал.

Детям интуитивного типа свойственна образность мышления. Поведение их в большей степени, чем взрослых, характеризуется бессознательными мотивами. У  детей эти мотивы, как правило, не носят практический характер. Такие дети являются загадкой для окружающих, так как у них возникает эффект удаления их от осязаемой действительности. Их созерцательность мешает им выполнять конкретные дела, что часто раздражает их родителей и учителей. Интуитивные экстраверты в раннем возрасте стремятся к беспрерывной смене впечатлений, а интроверты - напротив - отличаются сильной сосредоточенностью на своих фантазиях и воображении. В авторитарных семьях и при авторитарном преподавании творческие способности таких детей подавляются и вытесняются в глубины бессознательного. Когда этот ребёнок становится взрослым, то его потенциал не может проявиться в полной мере, поскольку спонтанность сознания уступает место страху не удовлетворить ожиданиям тех, кто будет их оценивать. Приобретённая в детстве скованность мышления не даёт в дальнейшем развиться способностям, которые ярко проявлялись в детстве.  В будущем этот ребёнок может и не догадаться, что в детстве у него были большие творческие способности. Когда ребёнок интуитивного типа растёт в «тепличных условиях», повзрослев, он проявляет в своем характере черты инфантилизма.

 Дети сенсорного типа

Любят лепить из пластилина разнообразные фигурки, играть с кубиками, конструировать различные модели из специальных игрушек. Уже в детстве проявляется их будущая способность  строить, которая с возрастом усиливается. Охотно помогают родителям в быту, например, столярничать, что-нибудь ремонтировать. Уже с раннего возраста эти дети начинают разбирать и собирать бытовые приборы. В турпоходах они незаменимы – развести костёр, поставить палатку – эти обязанности, как правило, лежат на них. Уже в детском возрасте проявляется бережливость, так свойственная сенсорному типу. При неправильном воспитании эта хорошая черта гипертрофируется и у взрослого она выглядит как алчность. Дети сенсорно-логического или логико-сенсорного типа быстрее учатся читать и считать, так как любые знаковые системы они воспринимают по своим сильным функциям. Это относится также к запоминанию карточных знаков. В частности, сенсорные типы со сравнительно раннего возраста имеют сильное желание освоить компьютер. И получается у них это намного быстрее, чем у детей интуитивного типа, которые все время забывают на какие кнопки нужно нажимать. Дети сенсорного типа тонко чувствуют разнообразную цветовую гамму, поэтому они имеют выраженную склонность к рисованию и художественному творчеству.

 

Как ученики и студенты различных психологических

типов воспринимают и усваивают учебную информацию

 Проблема обучения в связи с проблемой психологических типов в настоящее время представляет ту область, которая нуждается в подробном изучении. Но мы видим, что, например, многие учебники для средней школы узко направлены, то есть они ориентированы на определенный психологический тип - мыслительный. И преподавание в вузе, как и в школе, ориентировано преимущественно на мыслительный тип. Например, начертательная геометрия почти слишком трудна или даже непосильна для интуитивных или чувствующих типов. Сенсорные типы, которые обладают хорошим пространственным видением объектов, прекрасно ориентируются в таких дисциплинах. В практике школьного обучения, за редким исключением, нет учебников по естественнонаучным дисциплинам и математике ориентированных не на мыслительные, а на чувствующие типы. Ученики, которые не являются мыслительными типами, не могут самостоятельно доказывать теоремы, выводить из них следствия и т.д. Но в любом классе средней школы, как и в вузах, всегда присутствуют учащиеся и студенты всех психологических типов, их  число приблизительно одинаково. Отсюда следует, что определение психологического типа крайне важно как для преподавателя, так и для учеников и студентов. Ученики и студенты различных психологических типов успевают по разным дисциплинам математике, физике, литературе, рисованию, географии, природоведению не всегда одинаково. Так, все мыслительные типы одинаково хорошо могут понимать все науки. При этом, сенсорно-мыслительные типы и мыслительно-сенсорные прекрасно ориентируются в математических и естественнонаучных дисциплинах, обладают выраженными способностями к программированию, становятся хорошими конструкторами, архитекторами и дизайнерами. Эти типы легко ориентируются в различных машиностроительных, станкостроительных  дисциплинах, при изучении устройств автомобилей, они способны хорошо учиться по любым приборостроительным специальностям. В сфере экономических специальностей сенсорно-мыслительные типы и мыслительно-сенсорные психологические типы ориентированы скорее в области практической экономики.

Интуитивно-мыслительные и мыслительно-интуитивные типы получают удовольствие от изучения математики и физики и гуманитарных предметов. Поскольку эти типы отличает богатое воображение и склонность к теоретическому осмыслению предметов, к поискам нового на своем уровне, к решению новых проблем, то эти типы, как правило, склонны изучать то, что их интересует, а не то, что им навязывают учебные программы. Общая успеваемость мыслительных типов при одинаковом усердии всегда выше, чем у типов, не обладающих дифференцированной функцией мышления. Это обусловлено тем, что изучение новой учебной информации всегда требует логических рассуждений по всем предметам от математики до истории и литературы.

Сенсорные типы, как правило, обладают особым восприятием цвета и потому могут преуспевать в рисовании. Чувствующие типы вынуждены запоминать учебную информацию за счет запечатления информационно-смысловых структур с помощью оттенков чувства - "хорошо", "плохо", "нравится", "очень нравится", "очень не нравится" и т.д. Для этих типов запоминание схем и доказательств представляет очень большую сложность, поэтому преподаватели должны учитывать эту особенность чувствующих типов и не требовать от них невозможного. Для сенсорно-чувствующих и чувствующих-сенсорных типов необходимо давать больше схем и наглядных образов. Такая информация всегда окрашена эмоциями, поэтому они лучше для понимания этими психологическими типами.

Каким образом приспособить учебники и способ подачи информации, чтобы она была ориентирована на различные типы учеников? Такой системой обучения для школы является система интегрированного обучения, предложенная в учебных пособиях Е. Синицына ("Математические сказки", "Веселая математика 1", "Веселая математика 2"). Эта система предполагает универсальность использования всех сильных психических функций и необходимость компенсации одних функций другими в процессе обучения. Когда в обучении присутствует преувеличенное действие одной психической функции, например, мышления, то другие - чувство, интуиция - сдерживаются. И происходит перекос в восприятии действительности. Сущность интеграции различных дисциплин - это синтез всех психических функций в один целостный механизм восприятия информации. Основа системы интегрированного обучения в гармоническом синтезе художественного рассказа, рисунка, физики и математических формул. В этом случае математические смыслы сразу приобретают динамичность и способность к своему образному и ассоциативному представлению в сознании. Математическая задача всегда имеет истоки смысловых образов в объектах реального мира, мира динамичного, соприкасающегося с миром субъективного созерцания. Этот сложный интегрированный образ диаметрален механистической односторонности в рамках традиционного дифференцирования (расчленения) учебного процесса на отдельные дисциплины.

Как показано в работе (5) соединение математики, рисования и литературного рассказа - это первые шаги в синтезе информационно-смысловых структур. Такой подход интеграции литературы, изобразительного искусства и музыки очень близок взглядам крупнейшего австрийского писателя Г. Броха. А. Берзина подчеркивает: "Писатель считает, что наука и искусство - две формы познания жизни, рациональная и интуитивная, которые должны существовать не порознь, а в гармоническом синтезе. Искусство и наука призваны постигать и познавать единство мира, жизни, бытия. Это единство, в котором обретает свое место человек, и должно быть целью человеческих стремлений. Здесь искусство, по мнению Броха, может опередить наука, ибо несет в себе «нетерпение познания, то есть предчувствие и предвиденье" (5).

Чтобы учитывать эту особенность восприятия, в интегрированной системе обучения эмоциональная наглядность должна занимать значимое место. В школе это побуждает использовать на занятиях изобразительное искусство и музыкальное сопровождение. Ассоциации звука и цвета стимулируют в автономном психонейрофизиологическом функциональном комплексе развитие, рост и синтез разных видов смысловых структур от информационных (математических и физических) до образно-цветовых.

Искусство и обучение выступают вместе, являя достижения как в познании нового, так и в развитии творческого начала. В работе (5) доказывается, что, реализуя принцип полифонии в обучении, достигается компенсация, которая не  дает преимущества одной функции и подавления другой, избегая тем самым односторонности мышления. Достижение принципа полифонии осуществляется интеграцией дисциплин. Синтез структур, описанный в работе (6) выражает себя в интерференции смысловых структур. Их сложение, наложение друг на друга, выделение доминирующей структуры требует воображения и фантазии, спонтанности и сосредоточенности у человека любого психологического типа. В результате возникает гармоническое звучание всех составляющих этих структур.

Добиться одновременного сочетания различных смыслов и звучания их оттенков в учебнике сложно. Основной смысл интеграции предметов - это включение в учебный процесс всех четырех психических функций, чтобы обучение различных психологических типов было направлено на использование сильных сторон индивидуальной психики, индивидуального автономного психонейрофизиологического функционального комплекса личности.

 

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.

 

 

                                                                       Copyright © 2010