на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

Е.Синицын, О. Синицына

Характеристики психологических типов. Система развития одаренных детей.

Изд. НГАХА. Новосибирск, 2006.

Факторы творчества и одаренность

Синтез смысловых  структур - инстинктивное влечение ребенка                                                                                                                                                             

Вся история науки доказывает на каждом шагу, что, в конце концов, постоянно

бывает прав одинокий ученый, видящий то, что другие своевременно осознать

и оценить были не в состоянии.

                                                                                                                                                                                   В.И. Вернадский

 

Как могут возникнуть и развиться у человека скрытые способности? Если понять, как формируются в детстве способности и одаренность и понять, как развивается в психике ребенка вся совокупность этих факторов, возможно, удастся проследить развитие необыкновенного дара, присущего его прославленным обладателям. Однажды Л. Толстой заметил, что гениальному дару нельзя научить, но погубить его можно. Мысль Л. Толстого подхватил Э. Фромм он писал, что возможности развития отличаются от тех, которые могут не получить развития к ним относятся возможности ребенка мыслить самостоятельно; они как семена, которые прорастают и становятся растением, если существуют подходящие условия для их развития. В самой природе человека, - утверждал А. Адлер, - заложено мощное творческое начало, которое он назвал творческим "Я" личности. Однако он не мог объяснить, почему творческое "Я" наиболее ярко проявляется в детском возрасте. В движении творческого "Я", по Адлеру, осуществляется развитие самой жизни. Но вечного двигателя не существует, а значит, движение творческого "Я" должно найти себе питательную среду, в которой родники творческой энергии попеременно уступают место друг другу. Адлер считал, что развитие творческого "Я" у ребенка побуждается бессознательно вызревающей у него основной жизненной целью в фокусе его будущего стремления к превосходству. Уберите из психики человека его врожденное стремление к превосходству и совершенству, и творческое "Я" лишится сил. Есть люди, у которых вклад в психику стремления к превосходству и совершенству исключительно велик, а есть те, у которых он не выражен. Те люди, которые наделены этим мощным влечением, освободиться от него не могут на протяжении всей жизни. Жажда совершенства как часть инстинктивного влечения к превосходству развивается постепенно с того самого момента, как ребенок начинает мыслить. Случай или судьба выбирает тех, кто жаждет свершений творческой мысли, выбирая себе дорогу творчества, но когда такой удел выбран, пути назад нет. Но не всегда потенциально творчески одаренный ребенок вырастает в творческую личность. Адлер полагал, что от рождения инстинктивное чувство превосходства присутствует у каждого человека только в виде теоретической возможности, а не в его реальной данности. Однако для развития творческих способностей одного вклада стремления к совершенству и превосходству недостаточно. Открытые Адлером мотивы человеческого поведения составляют лишь одну из составляющих творческого потенциала личности. Природа наделяет некоторых одаренных детей рядом тех психофизиологических факторов, которые свойственны талантам и гениям. Большинство крупных психологов сходились на том, что процесс психического роста будущего человека начинается почти с момента рождения. Что же такое одаренность ребенка? Можно ли ей дать четкое определение? Мы заимствуем концепцию одаренности из книги "Тайна творчества гениев". Как показано в работе (6), гении отличаются от обычных людей наличием в их психике особой совокупности 18 психических факторов. К этим факторам относятся: фантазия, воображение, вдохновение, спонтанность, одержимость (у детей увлеченность), терпение, стремление к превосходству и совершенству, сосредоточенность, чувство красоты, чувство новизны, универсальность (у взрослых), развитое мышление, интуиция и другие. Теперь одаренность ребенка, подростка и юноши мы можем определить, как наличие высоких вкладов в психику перечисленных факторов творчества и способность этих факторов к одновременному развитию. Для гениев существует особая область гениальности, в которой находится вектор гениальности, построенный на проекциях - вкладах всех перечисленных психических факторов гениальности. Аналогично можно определить вектор одаренности (для детей), построенный по вкладам психических факторов одаренности. Как у гениев, так и у одаренных детей вклады этих факторов имеют высокие значения по сравнению с обычными людьми. Но гении от одаренных детей отличаются тем, что обладают огромным богатством смысловых структур (см. работу 6). Эти структуры есть результат развития. Несмотря на то, что дети имеют почти неограниченное воображение, их словарный запас не велик, мысль еще не богата различными смыслами, и они не владеют тем мастерством, которое свойственно взрослым и необходимо для создания бессмертных творений. Но мастерство возникает постепенно в результате накопления смысловых структур. Отсюда следует, что одаренность предполагает высокую способность к развитию этих структур. Жизненная цель у человека вызревает не сразу, она может стать аморфной или резко выраженной, наполненной смыслом и творческой силой. Но опасности подстерегают одаренность в самом начале ее судьбы. Вот на пути ребенка появляется очередная развилка дорог, одна из которых ведет к размеренности суеты и односторонним жизненным реакциям необходимости, другая - к спонтанности, воображению, сосредоточенности и воле, к свободе творчества и борьбе за совершенство. Немногие оставляют свой след в истории человечества. Возвращаясь к теории Адлера, заметим, что в отличие от других ученых в центр единого фундаментального мотива человека Адлер поставил стремление к превосходству и совершенству, не отрицая необходимую для развития личности целостность всех комбинаций отдельных побуждений человека. Очевидный вывод о целостности творческого дара говорит, что при-родные способности развиваются, если их питает гармония комбинации всех факторов творчества. Адлер, определяя существование творческого "Я" в человеке, только постулировал его наличие, оставив за пределами своей индивидуальной психологии многие понятия творчества, без которых сложнейшие механизмы и принципы функционирования этого "Я" в человеке, оставляют расплывчатое впечатление. Отмечая, что именно в детском возрасте творческое "Я" проявляется наиболее ярко, Адлер не рассмотрел его природу.

 

Синтез смысловых структур

 

Синтез смысловых структур в сознании есть объединение различных содержаний, впечатлений, различных ассоциаций и образов. Чтобы развить в процессе воспитания ребенка его склонность к творчеству, нужно отчетливо понимать каковы законы синтеза различного вида смысловых структур. Как показано в работе (6), "по-видимому, каждый гениальный творец сознательно и бессознательно применяет свои приемы синтеза, а эти приемы создают тот неповторимый и оригинальный стиль, который потом называют индивидуальным стилем гения" (6).

У детей оригинальность проявляется намного ярче, чем у обычных творческих людей. Детская наивность есть продукт необычайной фантазии и воображения. Инстинкт синтеза различных смысловых структур, если он сразу не подавляется авторитарным воспитанием, дает мощный импульс к творческому выражению ребенка.

Ребенок чаще использует слова не по их первичному значению, потому что он скорее взрослого интуитивно видит их ассоциативный смысл и символы, восходящие к коллективному бессознательному человечества. Через синтез информационных образов с цветовыми образами возникает одна из сторон явления психосинтеза личности ребенка. Для ребенка в синтезе смысловых структур проявляется его способность к объединению ассоциативных впечатлений. Особенной яркостью отличаются ассоциации цвета. В синтезе информационных и образно-цветовых смысловых структур выплескиваются скрытые и явные ассоциации. Дети живут в метафорах, поэтому им так близки сказки. А сказки это кладезь, из которого дети черпают ассоциации.

Что цвет особым образом воздействует на психику, проанализировал художник В. Кандинский. Он обнаружил особенности этого воздействия. Прямое физическое действие цвета забывается, когда от него отвернешься, но если действие цвета проникает глубже, то оно вызывает более глубокие чувства, а не просто физические, поскольку в сознании возникает целая цепь психических переживаний. Это психическое воздействие на человека обнаруживается в том, какую психическую силу оказывают краски, какую душевную вибрацию они вызывают. Так, первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души. Является ли это второе воздействие действительно прямым или же достигается путем ассоциаций, это остается под вопросом. Так как душа связана с телом, то, возможно, что душевное переживание путем ассоциации вызывает другое, ей соответствующее, – полагал Кандинский (6). Синтез различных смысловых структур стимулирует ассоциативное переживание цвета ребенком. По тому, какой цвет выбирает ребенок, рисуя, мы можем проследить его душевные волнения. Из современных психосемантических исследований цвета известно, что красный цвет действует живительно, возбуждающе на сердце и душу; он вызывает представление об опас­ности, насилии, крови. Зеленый цвет говорит о надежде, покое и невозмутимом течении естественного процесса; синий цвет может привести к временному успокоению; черный вызывает мрачные мысли; белый и небесно голубой цвета вызывают умиротворение, чувство надежды.

Если синтез смысловых структур слабо проявляется у ребенка, то не происходит упорядочение смыслов в сознании, и творческое развитие тормозится. В кибернетике беспорядок связан с увеличением энтропии. Вследствие хаоса в сознании ребенок не сможет ориентироваться в окружающем мире. Поэтому природа должна была дать механизм упорядочивать всю поступающую через различные каналы в сознание информацию. И этим механизмом является инстинктивное влечение личности не только определенным образом формировать смысловые структуры, но также синтезировать их сложные объединения. Этот процесс ассоциативно напоминает упаковку в ДНК генов нужных для жизни человека. Отсюда вытекает важнейший вывод для практики творческого обучения и развития способностей у детей: нужно развивать у ребенка заложенную в него природой способность к синтезу смысловых структур.

Поскольку синтез различных смысловых структур гармонизирует все важнейшие психические факторы одаренности (6), он вовлекает их в общий процесс творчества и в высшей мере обогащает духовную сферу развивающегося ребенка. Поэтому идея интеграции становится естественным продолжением инстинктивного механизма творчески упорядочивать поступающую в сознание информацию.

Идея интеграции и универсализма именно в обучении обнаружила свои истоки в деяниях первого реформатора педагогической системы гениального чешского просветителя Я. Коменского, оказавшего влияние на европейское образование. Идеи этого реформатора раскрывают одну из тайн, как не истребить потенциально заложенные в исключительно одаренных детях их природные способности. Ведь необычайно сильный творческий потенциал личности не в последнюю очередь обязан тому, что задатки не были погублены в детстве. Коменский в своей «Великой Дидактике», по сути, описал общие черты, свойственные универсально одаренным людям. Одна из великих идей чешского просветителя взята за основу универсальности обучения как прообраз интегрированной системы обучения. Коменский считал, что он ставит себе задачей дать тща­тельно обдуманную, научно обоснованную теорию обучения. Универсализм Коменского воплотился в его концепции "учить всех и учить всему". И все же прозрение Коменского в течение 400 лет было воспринято педагогами как механическое соединение различных дисциплин: математики, литературы, химии, физики и других предметов, каждому из которых отводится отдельное время в процессе обучения. Реформаторский пророческий гений просветителя Коменского предвосхищал более сложное гармоническое соединение учебных дисциплин. И потому одно из правил Коменского гласит об энциклопедичности и связности передаваемых знаний. Коменский был уверен, что каждый человек "отличается такой не­насытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну".

В положениях его дидактики явственно проступают черты системного подхода развивающего психические характеристики детей, которые способствуют развитию их творческого "Я". "Omnia sponte fluant, absit violentia rebus" (Пусть все свободно течет, прочь насилие!). Эта идея  есть воплощение главной оси гениальности – спонтанности.

Так как в основе правил легкости (приятности) обучения у Коменского лежит общее требование о со­ответствии обучения природным способностям детей, то это ясно говорит (в терминах структурно-осевой психологии) только о том, что развитие  структуры знаний у ребенка может быть естественным. Избирательная способность психического фильтра (6) не позволяет превысить скорость обучения, чем та, которая предопределена индивидуальностью ребенка. И два различных по способностям ребенка могут приращивать свои знания в соответствии со своими психическими возможностями, то есть с силой своего творческого "Я". Теперь в философском смысле идея интеграции находит себе приют в сознании учащегося в виде осуществления синтеза информационно-смысловых, образно-цветовых смысловых и музыкально-смысловых структур.

Какова должна быть уникальная комбинация способностей у детей, чтобы в будущем проявилось высшая одаренность человека? Есть необычайно яркие черты, комбинации которых роднят гениальных людей с одаренными детьми. Начнем с первой и для многих воспитателей и педагогов неочевидной. Как и у гения, у ребенка даже средних способностей и тем более, у одаренного очень высокая скорость познания окружающего мира (за счет сравнительно легкого преодоления познавательно-психологических барьеров). У детей это совершенно необходимое свойство их мышления, в противном случае, дети не будут успевать перерабатывать гигантский объем смысловой информации, который непрерывным потоком обрушивается на них. Можно сказать еще более определенно: у детей познавательно-психологических барьеров почти нет – они еще не успели их приобрести. Этих барьеров у детей нет, потому что все смысловые структуры разных видов и все возможные оси, структурирующие их личность, находятся в зыбком неустойчивом развитии. Психический фильтр у ребенка под воздействием воспитания и обучения только формируется. Его параметры очень динамичны и легко адаптируются под потоком внешних сигналов.

Накопление жизненно необходимого для творческой деятельности богатства информационно-смысловых и образно-цветовых структур, по-видимому, интенсивно начинается в пятилетнем возрасте. У сверходаренных детей это накопление структур наблюдается даже в трехлетнем возрасте. Дети способны к целостному восприятию объектов, это то, что отличает очень талантливых взрослых людей от людей обычных. Ограниченность взгляда на окружающий мир или, иначе говоря, «узкие смысловые окна», не дающие этого целостного видения окружающего мира, формируются у детей очень медленно. И, как следствие этого, психические фильтры в детском сознании имеют очень широкую полосу пропускания, поэтому столь характерные для взрослых стереотипы восприятия мира и стереотипы поведения у детей - отсутствуют. У детей наиболее ярко проявляется их инстинктивная способность к синтезу информационных, образно-цветовых, музыкальных и других смысловых структур. Это позволяет быстро протекать процессу гармоничному упорядочению различного рода информации, поступающей им в сознание. Процесс синтеза смысловых структур ведет к другому инстинктивному бессознательному влечению – целостному восприятию внешних и внутренних объектов в сознании.

Самые существенные оси-факторы детского творчества могут конкурировать с силой фантазии самых одаренных людей на земле. Фантазия - это тот фактор творчества, где своими незаурядными возможностями распоряжается интуиция. Если бы интуиция не проявлялась в высокой степени у различных психологических типов, то мы вынуждены были бы с сожалением отметить, что только интуитивные типы обладают незаурядной фантазией. Однако фантазируют и иррациональные ощущающие типы, и рациональные мыслительные, и чувствующие типы.

Поскольку интуиция иррациональна, то, как тогда можно совместить ее с рациональным мышлением и чувством? Интуиция, по Юнгу, это поиск новых возможностей. Мы не можем утверждать, что мыслительные и чувствующие типы принципиально не обладают способностью к поиску новых возможностей. Творческие люди независимо от того, к какому они типу относятся, отличаются предвидением и потому нередко изобретают, делают открытия и создают новые теории.

Если понять, каков механизм процесса совмещения в психике человека рациональности и иррациональности, тогда можно выяснить, на что направить усилие, чтобы развивать фантазию и воображение. В блоке психических функций в автономном психонейрофизиологическом функциональном комплексе человека две сильных психических функции, причем, если первая функция рациональна, то вторая иррациональна. Если предположить, что рациональность как свойство разума перетекает из сознания в бессознательное, становясь там иррациональным, то не так важно, какой механизм действует, важно, что можно целенаправленными приемами развивать фантазию, чувство, ощущение и мышление у детей любых психологических типов. В этом русле чувство и мышление становятся спонтанными. Чтобы процесс высвобождения чувства из рациональных оков стал фонтанирующим необходимо вдохновение. У детей творчество протекает в высокой фазе вдохновения. У детей такая же тонкая и ранимая психика, необычайная впечатлительность и чувствительность, как у талантливых взрослых, поэтому сам процесс вдохновения является очень уязвимым.

Но, если дети столь талантливы, то куда же исчезают таланты, когда ребенок взрослеет? Вывод потрясает своей удручающей силой - огромный творческий потенциал у детей является их ахиллесовой пятой и невежественные взрослые губят его, превращая одаренного ребенка в посредственность, похожую на них самих. Это явление гибели факторов одаренности возникает вследствие того, что сложный психофизиологический комплекс детского творчества является крайне слабо защищенным от внешней среды. Выпадение любой из компонент оказывается катастрофическим для развития природных талантов.

Явна или неявна одаренность в детстве? Еще Д¢Израэли писал об этом удивительном феномене скрытой врожденной детской гениальности: "Мы часто слышим от товарищей детства гениального человека, что он, будучи в школе, казался тупым и подавал мало надежд. Руссо думает даже, что во многих детях под личиной обманчивой тупости скрывается глубокий гений" (цит. по 6, с.46).

Могут ли быть усилены врожденные качества личности, которые мы потом оцениваем как значимые факторы одаренности? Являются ли такие факторы врожденными или они есть следствие развития, поскольку они свойственны большей части детей? Можно ли воспитать спонтанность? Если ответ отрицателен, то на пути развития творчества будут стоять подавленные, вытесненные и глубоко скрытые в бессознательном факторы творчества: фантазия, воображение, неразвитая спонтанность. Разрешение этого противоречия дает грандиозную перспективу - воспитывать творческую личность через стимулирование развития факторов, способствующих раскрытию творческих способностей.

Если гениальность частично имеет наследственный характер, а ее редчайшее проявление обусловлено почти невероятным стечением обстоятельств, то когда рождается ребенок с предрасположением к высокой одаренности, как его развивать, чтобы не погубить потенциальный дар? Не разделяют ли дети подчас драматическую участь гениальных людей? И снова вопрос, на который частично уже есть ответ. Ребенка учат и воспитывают взрослые. Однако оказывается, что при этом уникальные для взрослых и одновременно ценнейшие для творчества психические характеристики детей не выдерживают своей положительной роли в жизненной деятельности под прессом воспитания и обучения.

Используя знания о природе творческих механизмов и на основе математической модели факторов гениальности, имеет смысл разработать систему обучения детей, применяя к обучению детей модель творческого процесса у взрослых. Здесь мы должны сделать основное определение, что мы понимаем под одаренным ребенком. Это вопрос из той же области, что мы понимаем под талантом, и что мы понимаем под гением. Поэтому определение одаренности звучит так. Если компоненты творческого процесса у ребенка имеют высокие значения, то для детей может быть выделена своя область одаренности. Она определяется попаданием вектора творческих факторов у этого ребенка в область одаренности. При этом вектор одаренности строится так же, как и для области гениальности, на проекциях по осям фантазии, воображения, спонтанности, умению сосредотачиваться и т.д. Можно выдвинуть предельно смелую цель – создать такую систему обучения и воспитания детей, в рамках которой их творческое обучение проходило бы в сфере области высокой одаренности. 

Вырисовывается парадоксальная и противоположная традиционной парадигме образования цель обучения: не стремиться давать как можно больше знаний, а развивать в творческом направлении автономный психонейрофизиологический функциональный комплекс ребенка (структура и деятельность этого комплекса подробно описана в книге "Тайна творчества гениев"). И роль влияния психологического типа на методы развития АПНФК переоценить нельзя. Процесс обучения должен строиться таким образом, чтобы информация, несущая смыслы в образах и несущая знания, подавалась на вход автономного психонейрофизиологического функционального комплекса так, чтобы учитывались особенности каждого психологического типа. Кроме этого, одновременно должны выполняться требования критерия развития факторов одаренности. Критерий развивающей интегрированной системы обучения и воспитания личности рассматривается как направление, указывающее путь русла, где осуществляется синтез всей архитектуры автономного психонейрофизиологического функционального комплекса, который моделирует одаренную личность.

Внедрить такую фантастическую систему обучения и воспитания одаренности кажется нереальным в условиях массового обучения, если не мотивировать самих учителей преимуществами этой системы. Высокая одаренность основывается на огромном количестве разнообразных смысловых структур, запечатленных в нейронной сети мозга, поэтому у ребенка, подростка, юноши или даже у взрослого человека не следует отнимать биологически заложенной потребности - усваивать новое.

 

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.

 

 

                                                                       Copyright © 2010