на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                 

 Е.Синицын, О. Синицына

Характеристики психологических типов. Система развития одаренных детей.

Изд. НГАХА. Новосибирск, 2006.

Мыслительно-интуитивный интроверт

                                                                                                                                                            

Одной из двух сильных психических функций у мыслительно-интуитивного интроверта является мышление. По Юнгу, процесс мышления протекает по-разному у различных типов и его характер во многом зависит от установки типа к внешнему миру. Мышление интровертного мыслительного типа начинается в субъекте и приводит обратно к субъекту "даже если оно делает широкие экскурсии в область реальных фактов", - пишет Юнг. Факты такое мышление стремится передавать не ради ценности самих фактов, а с целью формирования новых воззрений. Поэтому такое мышление "не стремится к мысленной конкретной действительности", а к воплощению образа в ясные идеи, такое мышление "хочет видеть внешние факты, как они заполняют рамку его идеи" (9,с.463).

Ориентируясь на субъективно данном, на том, что изначально заложено в сознании, мышление этого типа склоняется к познанию скрытой сути явлений, к обнаружению их причинно-следственных связей. Поэтому, когда мыслительно-интуитивный интроверт обладает большими  способностями, занимаясь интеллектуальным творческим трудом, он может ставить и развивать проблемы, имеющие теоретическую ценность. Последнее – одна из важнейших характеристик человека этого типа. Великий французский математик и философ Рене Декарт, сказавший – "cogito ergo sum" - "мыслю, следовательно, существую", предположительно принадлежал к  этому психологическому типу. В своем трактате "Рассуждения о методе" Декарт говорит о "существовании законов, установленных богом в природе и понятий, запечатленных им в наших душах. Коль скоро мы достаточно поразмыслим над ними (законами и понятиями), то не станем более сомневаться в их проявлениях во всем, что существует и происходит в мире" (цит. по: 3, с.55) Понятия, запечатленные в душе, по Декарту, это идеи, которые присущи ей изначально (врожденные идеи), а не приобретены в опыте. А наличие этих врожденных идей он рассматривал как условие возможности получения нового знания. Интроверт ищет образы внутри себя. Так, Декарт, говоря о врожденных идеях являл пример явно выраженного интровертного мышления. Выход на явления внешнего мира для этого ученого важен был как иллюстрация примерами реальности своих выводов.

Знаменитый американский математик М. Клайн в своей книге "Математика утрата определенности" (3) пишет о том, что Декарт в "Рассуждениях о методе" (где он доказывал существование бога) утверждал, что решающее значение в познании принадлежит интуиции и дедукции. Декарт убеждал себя в том, что эти оба приема искания истины приводят к верным заключениям, ибо если бы  интуиция и дедукция приводили нас к ложным заключениям, то это означало бы только то, что сам бог вводит нас в заблуждение.

Но описанный способ мышления, конечно, соответствует только людям выдающихся способностей (и в чистом виде существует лишь у них), у которых психологический тип представляется как идеальный тип. У выдающихся людей сильные психические функции всегда выражены намного сильнее, чем у обычного человека, поэтому их мышление сосредотачивается на каких-нибудь проблемах большого масштаба.

Если этот тип ученый, увлеченный своими идеями, то, сосредотачиваясь на каких-нибудь проблемах, может обнаруживать то, что Юнг называл "опасной склонностью втискивать факты в форму своего образа или, более того, игнорировать их", чтобы внушить окружающим свои идеи, концепции и представления. Но творческая сила такого рода мышления, по мысли Юнга, заключается в том, что оно может создать идею, которая не была изначально заложена в этих фактах, но все же могла бы являться подходящей для абстрактного выражения этих фактов, конкретных событий наблюдаемых в жизни или природе. Так, создавая свою философию, Декарт шел из того, что принимал лишь те факты, которые казались ему несомненными, исходя из которых человеческий разум, используя дедукцию и интуицию, мог получать новое знание. Декарту же принадлежала идея создания единого научного метода ("универсальная математика"), при помощи которого он считал возможным построить систему науки, которая обеспечит человечеству господство над природой.

Приводя в качестве примера Декарта и его научные идеи, нужно отметить, что мыслительно-интуитивный интроверт, слишком погруженный в свои изыскания, может стать рабом своих идей, желая осчастливить ими все человечество. Единый научный метод, который создавал Декарт, должен был, по его представлению, превратить познание в организованную деятельность, освободив ее от случайностей и превратить научное познание из случайных открытий в систематическое поточное производство научных истин. Научное знание, считал Декарт, должно стать не отдельными открытиями, которые постепенно превращаются в единую картину мира, а всеобщей сеткой понятий, в которой непрерывно можно заполнять отдельные пустые места и, в конце концов, установить все законы природы, используя методы математики, подобно тому как используя небольшое число аксиом и постулатов, можно вывести все положения евклидовой геометрии.

Еще один весьма показательный пример, характеризующий мышление этого психологического типа - воззрения великого немецкого философа Канта - описан у М. Клайна: "Глубина философских воззрений Канта, пожалуй, была превзойдена лишь ограниченностью его геометрических представлений. Прожив всю жизнь в Кенигсберге, и не выезжая из него далее чем на шестьдесят километров, Кант, тем не менее, считал себя способным мысленно представить геометрию всей Вселенной. …Философия Канта воздавала хвалу человеческому разуму, но отводила ему роль инструмента познания не природы, а тайников человеческого ума" (3, с.91). Это короткое замечание характеризует направленность и сущность интровертного мышления - меньшее стремление познать окружающий мир, но большее - тайны человеческого разума и его законы. Объективные идеи и ценности мыслительно-интуитивный интроверт постигает через "активный оценивающий акт разума" (который, согласно Канту, есть источник идеи) в противоположность экстравертному типу мышления, который, по словам Юнга, полагает, что "объективные ценности даются через опыт" (9, с.374).  

Образ мыслительно-интуитивного интроверта будет неполным, если не коснуться такого важнейшего элемента жизни человека, каким является его поведение. Многие из мыслительно-интуитивных интровертов ведут аскетический образ жизни. Не всегда это может быть следствием бедности. Пример великого немецкого философа И. Канта подтверждает подобную характеристику этого типа. Кант всю жизнь провёл в Кёнигсберге, преподавая в университете, никогда не покидая этого города и ограничивая себя буквально во всех радостях жизни. Он почти избегал общения с женщинами, считая это пустой тратой времени.

Мыслительно-интуитивные интроверты в реальной практической жизни почти всегда стремятся отстаивать собственные принципы, однако из-за вытесненной функции чувства, они часто не понимают настроения людей и не способны пойти на компромисс; любят командовать, но не умеют управлять - особенно большими коллективами людей. Многие из этих типов любые оценки своей личности со знаком минус переносят крайне болезненно, не терпят тех, пытается им перечить, при крайней выраженности типа рвут отношения с людьми в самых безобразных формах. В ситуациях спора, когда вытесненное в бессознательное чувство прорывается в сознание, эти люди теряют над собой контроль, начинают оскорблять по малейшим пустякам, унижать собеседника, врать и запугивать. Если такая линия поведения не дает результата, могут мстить, особенно это касается ситуаций, когда к этому типу относится мужчина, уязвленный в своем больном самолюбии, которому кажется, что он всемогущ и умеет манипулировать другими, все знает и все умеет лучше всех. Но сущности, эти типы являются плохими интриганами в отличие от типов, чьей сильной функцией является чувство. Как правило, их попытки интриговать и втягивать множество людей в свои манипуляции заканчиваются их поражением. Это не их сильная сторона.

При нормальной выраженности типа, эти люди в осуществлении своих замыслов готовы пойти на большие жертвы и пренебречь личным благополучием, это одно из их достоинств. Не слишком практичный в реальной жизни, этот тип, осуществляя свои замыслы, не стремится к открытой саморекламе, потому что в глубине души боится того, что связано с известностью. Если этот человек относится к людям творческих профессий (ученый, изобретатель и т.п.) и ему не мешают заниматься своими идеями, он может не замечать жесткого обращения с ним, не замечать, что у него за спиной конкуренты обворовывают его. Не всегда бывает хорошим педагогом, так как плохо понимает умонастроения и эмоциональное состояние своих учеников или студентов в процессе обучения. "Преподавание, в сущности, - пишет Юнг, - совершенно не интересует его, разве только если оно станет для него случайно теоретической проблемой" (как для Канта). Интровертность этого мыслительного типа не дает нужной экспрессии при групповом обучении.

Поскольку такой тип упрям, он не сомневается относительно решения своих проблем и живет по принципу: "Все равно я этого добьюсь рано или поздно". В желании добиться своего некоторые из людей этого типа готовы растоптать окружающих, игнорировать их чувства, симпатии или антипатии.

Мыслительно-интуитивный интроверт, как правило, в кругу мало знакомых людей неразговорчив. Работу выполняет медленно и тщательно. Его могут считать не терпящим возражений, непреступным.

Эти типы чаще любят командовать и не любят подчиняться. В чём они согласны подчиниться партнёру – в вопросах, которые они не считают для себя значимыми, например, в быту. На критику и замечания реагируют резко; в практических вопросах чаще беспомощны.

При крайней выраженности типа обращают мало внимания на свою внешность и то, как они выглядят в глазах окружающих. Мыслительно-интуитивные интроверты честолюбивы, но не в отношении достижения высокого социального положения, а в отношении признания своих способностей и идей. Они скрытны, не любят посвящать в свою жизнь других, никогда не демонстрируют своих эмоций перед посторонними; свои истинные чувства открывают только близким людям. Например, такой мужчина легко может стать, как пишет Юнг, "жертвой честолюбивых женщин, умеющих эксплуатировать его критическую беспомощность..." В крайних случаях из него может развиться холостяк-мизантроп.

По типологии Фромма, если такой тип не является продуктивным, может относиться: эксплуататорскому, рыночному или рецептивному типу.

По типологии Адлера, если такой тип не является социально-полезным типом, то может быть: берущим типом, избегающим типом.

 

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.

 

 

                                                                       Copyright © 2010

  Рейтинг@Mail.ru

HitCounter