на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

Е.Синицын, О. Синицына

Характеристики психологических типов. Система развития одаренных детей.

Изд. НГАХА. Новосибирск, 2006.

Часть 1. Основы теории психологических типов К. Г. Юнга

                                                                                                                                                            

Первичное разделение типов по их установке к сознанию

"Цель классификации - сгруппировать сходные системы признаков для обоснования общих методов исследования. Классификация создает наглядность, обозримость и перспективу, выражая довольно высокий уровень знания. Для многих описательных наук классификация явилась не только основным средством исследования, но почти самоцелью" (2).

В основе любой классификации лежит набор признаков, по которым осуществляется разделение объектов на различные классы. Например,  в кибернетике проблемам классификации посвящено много работ, прежде всего в них освещается вопрос выбора значимых признаков и их количества. Юнгу удалось не только проанализировать разнообразные работы по принципам разделения множества людей на подмножества, в которые людей объединяют по сходству их типов, но и найти действительно значимые признаки классификации. Ни одному из его предшественников такое не удавалось. Юнг считает, что человека отличает друг от друга две противоположные установки сознания к внешнему миру, и потому у человека существует две ориентации или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия (9). Обе ориентации присутствуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминирующей. Обе установки не является изолированными, находясь в оппозиции друг другу: если одна проявляется как доминирующая, то другая в этот момент частично ослаблена, хотя сопротивляется ведущей. Применяя метафору, Юнг интерпретирует общую относительность установки сознания: "Известно, что каждый человек ориентируется по тем данным, которые ему передает внешний мир; однако мы видим, что это может происходить более или менее решающим образом. Тот факт, что на дворе холодно, одному дает повод тотчас же надеть пальто другой же, имея намерение закаляться, находит это излишним; один приходит в восторг от нового тенора, потому что весь свет им восторгается; другой не приходит от него в восторг, и не потому, чтобы тенор не нравился ему, но потому, что он придерживается мнения, что предмет всеобщего восторга отнюдь не заслуживает еще тем самым поклонения; один подчиняется данным обстоятельствам, потому что, как показывает опыт, ничего другого ведь и не остается; другой же убежден, что если даже тысячу раз было так, то тысяча первый случай будет новым, и т. д." (9).

Именно концепция Юнга об относительности взглядов индивида на внешний мир легла в основу когнитивной психологии Келли и его установки об альтернативных оценках сознания - "хорошо - плохо", хотя Келли об этом не упоминает. Из двух этих людей, по словам Юнга, первый - ориентируется по данным внешних факторов; а второй - ориентируется согласно своему особому представлению, которое он втискивает между собой и реальностью. Если человек чаще ориентируется по объекту и по объективно данному (по внешнему миру) и связывает с этим свои самые важные решения и действия, то он обладает экстравертной установкой сознания. Когда такая установка, - считает Юнг, - оказывается привычной, то говорят об экстравертном типе. Экстраверт, - пишет Юнг, - живет так, что объекты внешнего мира играют в его сознании более важную роль, чем  его субъективные воззрения. Всякий экстраверт имеет и субъективные воззрения, но они детерминируют его жизнь значительно меньше. В этой мысли выражено одно из главных открытий Юнга - открытие об экстравертной и интровертной установках сознания человека.

Эта точка зрения владела умами психологов более полувека, и не было сделано серьезных попыток, чтобы углубить ее (кроме Айзенка, который попытался найти в нейрофизиологии истоки экстравертного и интровертного сознания). В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру - к другим людям, к предметам; экстраверт подвижен, разговорчив. Интроверт - напротив, погружен в свой внутренний мир, в мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на самом себе. Юнг пишет, что интровертное сознание видит внешние условия и, тем не менее, выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту...

 

Разделение типов по степени дифференцированности психических функций

 

...... Через преобладание одной из четырех основных функций (мышление, интуиция, чувство и ощущение), - пишет Юнг, - проявляет себя в индивиде особым образом каждая из двух общих установок - интроверсия и экстраверсия. "Строго говоря, не существует чистых и неразложимых  интровертов и экстравертов, а есть только интровертные и экстравертные функциональные типы (функции-типы), такие как мыслительные типы, ощущающие типы и т.д. Существует, таким образом, по крайней мере, восемь ясно различаемых типов. Очевидно, что можно при желании увеличить это число, если, скажем, каждую из функций разложить на три подгруппы, что было бы возможным эмпирически. Можно, например, легко разделить мышление на три хорошо известных формы: интуитивное и спекулятивное, логическое и математическое, эмпирическое и позитивное. Сходные подгруппы могут быть образованы и для других функций, например, в случае интуиции, имеющей как интеллектуальный, так и эмоциональный и сенсорный аспект" (9, с.624).

Из этой мысли Юнга вытекает закономерный вывод о том, что, любая сильная функция, чтобы подкреплять свою силу должна объединяться с другой функцией. Например, интеллектуальная интуиция может предвосхищать логические операции (анализ, синтез) и связывать не связанные логикой понятия. Именно эта разновидность интуиции, в конечном итоге, объединяется с мышлением, и в результате образуются две сильных функции, которые свойственны научному мышлению. Вывод, который Юнг так и не сделал - объединение двух психических функций есть источник более широкого и глубокого охвата индивидом явлений внешнего мира. Продолжая свою мысль о том, что любая функция может образовывать подгруппы, Юнг пишет: "По эмоциональному аспекту интуиции индивид способен непосредственно воспринимать действительность - схватывать ее как бы на уровне чувств. Сенсорный аспект интуиции позволяет бессознательно улавливать данные опыта еще не проверенные практикой. На этом уровне может быть образовано большое число типов, каждое новое подразделение становится все возрастающее утонченным" (9).

Характеризуя по Юнгу деятельность всех психических функций, нужно заметить, что есть заблуждение, согласно которому, абстракциями способно оперировать только логическое мышление. Юнг опровергает этот вывод, придавая абстрагированию вид деятельности, присущей психологическим функциям вообще. Как и абстрагирующее мышление, существует и абстрагирующее чувство, ощущение и интуиция. "Абстрактное мышление выделяет какое-нибудь содержание, отличающееся мыслительными, логическими свойствами, из интел­лектуально иррелевантной среды", - пишет Юнг, - "Абстрактное чувство делает то же самое с содержанием, характеризую­щимся своими чувственными оценками; это относится и к ощущению, и к интуиции. Существуют, следова­тельно, не только отвлеченные мысли, но и отвлечен­ные чувства" (9, с.499). По Юнгу, это высшие чувства, к ним можно отнести и религиозные чувства. Таким образом, дифференциация обуславливает развитие отличий и выделение частей из целого, но при этом в теории типов Юнга сохраняется целостный подход.

 

скачать главу (файл в формате PDF)

 

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.

 

 

                                                                       Copyright © 2010