|
Е. Синицын Теория творчества. Структурный анализ мышления. Теория интегрированного обучения. Глава 10. Нейрофизиологическая и психическая основы озарения, связь психического и материального
Этот глубокий тезис Конрада Лоренца приводит в своей книге «Человек в поисках смысла» выдающийся психолог ХХ века Виктор Франкл. Далее Франкл ссылается на высказывание другого крупнейшего ученого физика Вернера Гейзенберга: «Мы не ожидаем постижения прямой связи между телесными движениями и психологическими процессами, потому что даже в точных науках реальность разрывается на отдельные уровни» (3). Той же точки зрения придерживается и сам Франкл. Однако в противоречиях между отдельными уровнями структуры человека Франкл видит единство реальности. И из этого глобального тезиса он строит свою теорию поиска человеком смысла жизни. Франкл моделирует реальность человека как совокупность различных сечений в открытом цилиндре. Эта геометрическая аналогия своей наглядностью позволяет объяснить точку зрения о независимости психических уровней и физиологических. Одно сечение есть круг, а другое - квадрат, а так как круг не может стать квадратом, также психика человека, его духовные начала и физиологические процессы не могут быть сведены вместе в одной науке. Поэтому в науке существует неизбежный плюрализм. Но вопрос связи между телесным и духовным остается открытым. И это есть кардинальный вопрос природы человека. Если бы мы смогли найти структуру, в которой были бы получены механизмы связей между психическим, в частности, сознанием и бессознательным и нейробиологическими компонентами структуры мозга, то перспективы, открывающиеся в сфере обучения и воспитания детей, были бы грандиозными. Иными словами, развивая духовные качества личности, мы могли бы отчетливо понимать, каким образом они запечатлеваются в структурных компонентах мозга. Наоборот, наблюдая деструктивные проявления детей, мы в свою очередь могли бы видеть будущие опасности, так как эти проявления, закрепляясь в памяти в соответствующих нейронных структурах мозга и впоследствии, будучи воспроизводимыми из памяти, задавали бы определенные стереотипы поведения. В своем письме Эйнштейну «Неизбежны ли войны?» Фрейд писал, что самый эффективный способ противодействовать разрушительным инстинктам человека - это направлять против инстинкта разрушения противоположный ему инстинкт любви - Эрос (любовь ко всему живому) (4). Однако как это сделать Фрейд не говорит. В данном разделе, анализируя нейрофизиологическую и психическую природу озарения, мы попробуем понять существуют ли механизмы связи между психическим и физиологическим и какова природа взаимодействия между важнейшими уровнями человеческой сущности. Несмотря на то, что сама по себе природа озарения представляет сложнейшую загадку природы человека, неожиданно выясняется, что предлагая определенную модель для разрешения этой загадки, мы попутно можем пролить свет на другую не менее, а скорее всего более значимую тайну природы человека - как соотносятся психическое и материальное, как они перетекают друг в друга и что при этом меняется в той и другой сфере. Применим трехаспектную схему познания Энгельса и начнем со сбора фактов. Но под фактами в данном случае мы будем понимать не установленные экспериментами данные, а определенные микроструктуры-образы, взятые нами из высказываний ученых по конкретным проблемам. Затем, применив диалогическую форму исследования, сделаем попытку связать разрозненные факты в единую систему, отражающую смысл взаимодействия между материальным и психическим и, тем самым, анализируя сущность озарения. Такая форма подачи информации позволит читателю следить за ходом рассуждения автора и соглашаться и не соглашаться с ним - особенно в принципиальных вопросах. Диалогическая форма беседы с самим собой выкристаллизовывает в какой-то степени сущность того, что происходит в сознании и бессознательном у автора размышлений. Это можно объяснить известным высказыванием А.Ухтомского: «доминанта переживаемого момента может служить источником «предубеждения», навязчивых «образов», «галлюцинаций». Но она же дает ученому то маховое колесо, «руководящую идею», «основную гипотезу», которые избавляют мысль ученого от толчков и пестроты и содействуют сцеплению фактов в единый ответ» (5). Начнем с данных по нейрофизиологии, которые приведены в книге Ф. Блума, А. Лейзерсона, Л. Хофстедтера «Мозг, разум, поведение» (6). Факт 1. Передающие и принимающие нервные клетки объединены в нервные цепи или сети. Факт 2. Существует молекулярный химический посредник, служащий для передачи информации от одного нейрона к другому. Это вещество называется нейромедиатор. Факт 3. На поверхности нейрона находятся специфические точки – синапсы, через которые осуществляется передача информации от одной нервной клетки к другой. Процесс передачи информации от одного нейрона к другому называется синаптической передачей. Факт 4. Каждый нейрон соединен с несколькими другими нейронами. Отдельный нейрон может посылать сигналы тысячам других нейронов. Факт 5. Связь осуществляется путем выброса медиатора из посылающей нервной клетки к воспринимающей. Синаптический пузырек высвобождает медиатор. Медиатор взаимодействует с рецептором и канал открывается. Факт 6. Синапсы могут изменяться и образовывать новые. Факт 7. Нейроны образуют клеточный ансамбль. Факт 8. Клеточный ансамбль рождается после установления связей между совокупностью нейронов. Факт 9. Как только происходит возбуждение одного из элементов клеточного ансамбля, возбуждается вся сеть. Факт 10. Информация хранится в виде клеточных ансамблей нейронов. Воспроизведение информации происходит под воздействием эмоций, мыслей и возбуждения хотя бы одного из нейронов клеточной сети. Факт 11. След памяти – это не статическая «запись», а взаимодействие многих нейронов. Факт 12. Сознание возникает в результате совместных действий множества клеток мозга. Факт 13. С некоторыми оговорками синапсы можно сравнить с перекрестками на проводящих путях мозга. Факт 14. В первом случае одна клетка приказывает другой переходить к активности, а во втором, наоборот затрудняет активацию клетки, которой передается сигнал. Под действием постоянных тормозящих команд некоторые нервные клетки хранят молчание до тех пор, пока возбуждающие сигналы не заставят их активизироваться. Факт 15. Под действием спонтанных возбуждающих команд другие нервные клетки переходят к активности, не дожидаясь осознанных сигналов. Факт 16. Существуют два вида синапсов, возбуждающие и тормозящие. Далее приводятся факты-положения, взятые из книг «Эмоции и память» и «Память хорошая память плохая» известного нейрофизиолога Р. Ильюченка (7,8). Факт 17. В мозге на каждом нейроне имеются около 1500–5000 синапсов, переключающих устройств для соединения с соседними нейронами. Следовательно, с одним нейроном могут соединяться тысячи других. Факт 18. Число нейронов составляет 10–100 миллиардов. В мозге 10 14 синапсов (100 триллионов). Один нейрон может получать информацию от 1000 нейронов и более. Факт 19. Самой убедительной гипотезой фиксации следа памяти является та, которая видит эту фиксацию в проторении нервного пути, по которому шли нервные импульсы при запоминании. В сознании после прохождения нервного импульса возникает путь, облегченный для повторной циркуляции сигнала. Факт 20. Для нормальной работы мозга – восприятия сигналов, мышления, речи, эмоций, памяти – необходимы хорошо построенные и работающие без сбоев синапсы. Факт 21. Облегчение проведения импульса возникает при улучшении эффективности работы синапсов: при увеличении мощности биохимических структур, синтезирующих медиатор в клетке, увеличении числа рецепторов путем активации так называемых «спящих» рецепторов. Факт 22. Это облегчение проведения импульса будет сохраняться длительное время. Нервный импульс, попадая в облегченную цепь нейронов будет с легкостью проходить заданный путь и тем самым обеспечивать воспроизведение зафиксированной информации. Факт 23. Функция правого полушария направлена на целостный охват объекта, обрабатывает параллельно сигналы, поступающие в мозг. Отвечает за бессознательную деятельность мозга. Факт 24. Функция левого полушария – выделение отдельных частей из целого, их анализ и установление связей. Обработка элементов последовательная. Отвечает за сознательную деятельность мозга. Далее все положения-факты взяты из высказываний нейрофизиолога П.Симонова, из книги «Эмоциональный мозг» и из статьей П.Симонова «Сознание, подсознание, сверхсознание». В журнале «Наука и жизнь» за исключением факта 30, в котором П.Симонов приводит мысль К.Тимирязева, в журнале «Наука и жизнь»: «Красота - язык сверхсознания» (9,10,11). Факт 25. Мозг бережет фонд знаний от причудливого смешения следов, полученных ранее впечатлений, подобно тому, как природа оберегает генетический фонд наследственности от превратностей внешних влияний. Факт 26. В первый момент сознание, как правило, отказывается примириться с тем, что противоречит ранее накопленному опыту. Факт 27. Процесс формирования гипотез освобожден эволюцией от контроля сознания, готового отвергнуть гипотезу в самом её зародыше. Факт 28. Сознанию представлена другая важнейшая роль: функция отбора только тех гипотез, которые правильно отражают объективную действительность. Факт 29. Творческое мышление работает не по принципу воспроизведения связей и отношений, очевидных для сознания наблюдателя, но по принципу отбора нервных связей между следами ранее накопленных впечатлений, первично уже замкнувшихся в мозгу. Факт 30. К.Тимирязев указал сходство процессов творческого мышления с механизмами возникновения новых видов в процессе эволюции живых существ. Вследствие мутации наследственных признаков возникает отбор наиболее ценных из них. Факт 31. Невозможно поверить, что «психический мутагенез» представляет калейдоскоп чисто случайных комбинаций ранее накопленных нервных следов. Факт 32. Доминанта – господствующий очаг возбуждения в мозгу – властно преобразует следы полученных впечатлений, формирует из них самые невероятные комбинации. Факт 33. Современным представлением деятельности мозга может служить принцип радара, который содержит в себе рефлекс, но отражению внешнего объекта предшествует «прощупывание» пространства лучом активного поиска. Факт 34. Поиск (доминанта) и ответ на сигнал (рефлекс) не только сосуществуют, дополняют друг друга, но вступают в сложные диалектические отношения. Факт 35. Бессознательное делится на подсознание и сверхсознание. Факт 36. Подсознание – это хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки. Факт 37. Сверхсознание в форме творческой интуиции на первоначальных этапах любого творческого процесса не контролируется сознанием и волей. Факт 38. Нейрофизиологическую основу сверхсознания составляет трансформация и рекомбинация следов, ранее полученных впечатлений, хранящихся в памяти субъекта. Факт 39. Подсознание фиксирует и обобщает нормы, нечто повторяющееся, среднее, устойчивое. Факт 40. Красота всегда – нарушение нормы, отслоение от нее, сюрприз, открытие, радостная неожиданность. Факт 41. Открытие красоты является функцией сверхсознания. Факт 42. Идея И.Павлова: сигналы и ответная реакция нервных клеток мозга, оказавшихся в зоне «светлого пятна» осознаются человеком. К сфере бессознательного относится все то, что находится в тени этого пятна (по И.Павлову и Ж.Адамару). Факты-положения, высказанные в книге М.Вертгеймера «Продуктивное мышление» (12). Факт 43. Существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе и, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого (интерпретация этого важного тезиса гештальтпсихологии - человек воспринимает объект в виде его смысловой целостности; примечание автора). Факт 44. Процесс мышления начинается с исходной ситуации S1 и заканчивается ситуацией S2 (S1 и S2 – структуры). Ситуация S1 по сравнению с S2 не завершена. Она имеет пробелы. Факт 45. Когда проблема ясно понята, S1 содержит структурные деформации и напряжения, которые исчезают в S2. Факт 46. Сам характер шагов, операций, действий обусловлен природой векторов, связанных со структурными нарушениями, направлен на улучшение ситуации и структурному равновесию. Факт 47. Процесс S1....S2 замкнут только относительно. Он часть поля в пределах общего процесса познания. Факт 48. Когда представление о целом еще смутно, расплывчато, возможны одновременно два способа действия. Один – направленный на то, чтобы сделать более ясной центральную идею, другой – представление о частях. Факт 49. Переход от исходной структуры S1 к S2 происходит по этапам. Факт 50. В процессе познания инсайт (озарение) играет первостепенную роль. Далее все положения-факты взяты из теории барьеров Б.Кедрова и его книги «О творчестве в науке и технике» (13). Факт 51. На пути движения творческой мысли к истине стоит познавательно–психологический барьер. Факт 52. У познавательно–психологических барьеров есть две функции. Одна оградительная, тормозящая развитие творческой мысли, вторая - противоположная ей, стимулирующая развитие. Факт 53. Преодоление барьера осуществляется за счет ассоциативной подсказки, которая играет роль трамплина, подбрасывающего творческую мысль. Факт 54. Необходимы четыре условия преодоления ППБ. Первое условие. Пересечение двух независимых рядов. Первый из них связан с напряженным поиском истины на поставленный ученым вопрос. Второй ряд – это ассоциативный образ будущего открытия. Второе условие. Непрерывность процесса поиска истины. Тогда возможен факт пересечения случайным рядом (ассоциативной подсказкой) непрерывного ряда. Третье условие. Ученый должен обладать развитой формой ассоциативного мышления. Четвертое условие. Для того, чтобы соответствующая подсказка (трамплин) привела к положительному результату и реально указала правильный путь к грядущему открытию, необходимо, чтобы мысль ученого достаточно продолжительное время билась в поисках решения стоящей задачи, чтобы она перепробовала все возможные варианты её решения и один за другим проверила и отвергла все неудачные. Факт 55. Словами «блеснула мысль», «сверкнула идея» ученый фактически констатирует момент, когда из темноты бессознательного его мысль сразу вышла на свет осознанного и увидела способ для преодоления непонятной до тех пор преграды, стоящей на пути к истине. Факт 56. Трамплин существует в сфере бессознательного, а ППБ в сфере сознательного. Начинается борьба между консервативным сознательным и стимулирующем развитие бессознательным. Факт 57. Переход в схеме познания от единичного к особенному осуществляется с помощью индукции, и прыжок через ППБ с помощью броска мысли на трамплине осуществляется интуитивно. Факты 58 – 70 взяты из теоретических представлений В.Налимова Книга «Спонтанность сознания» (14). Факт 58. Первый уровень сознания – высший. Это тот слой нашего сознания, где смыслы подвергаются раскрытию через обычную – артистотелеву логику. Это уровень логического мышления. Факт 59. Второй – уровень предмыщления, где вырабатываются исходные постулаты, на которых базируется собственно логическое мышление. Факт 60. Третий уровень – слой Юнга или «подвалы сознания», где происходит чувственное созерцание образов. И там же происходит встреча с архетипами коллективного бессознательного. Факт 61. Нижний четвертый слой само физическое тело. Факт 62. Уровень пятый выступает как космическое метасознание, иначе говоря, метауровень – неподвластный нам, спонтанно действующий семантический триггер, соединяющий космическое метасознание со вторым слоем. С помощью процессов, протекающих в этих уровнях раскрываются смыслы в нашем сознании. Факт 63. Уровень шестой – слой Юнга, слой архетипов или «подвалы космического сознания» (коллективное бессознательное), соединяющиеся с подвалами индивидуального сознания (см. рис. на стр.125). Факты 65-68. Эти факты есть трактовка схемы В.Налимова функционирования сознания. В.Налимов пишет: «Воспринимаемый нами мир – это множество текстов. Тексты характеризуются через смыслы. Изначально все смыслы мира спрессованы на некоторой оси µ, также как все вещественные числа на действительной оси х. Роль сознания связана с распаковкой спрессованных на оси µ смыслов. Семантический вакуум – это участки на оси µ не проявленных смыслов» (15). Факт 69. Распаковка осуществляется через вероятностное взвешивание каждого смысла на оси µ , где они расположены. Факт 70. В основе распаковки лежит известная формула Бейеса. Далее идут факты-положения, установленные в теории психоанализа З.Фрейда. Книга «По ту сторону принципа удовольствия» (16) . Факт 71. Психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком уровне. Факт 72. Работа психического аппарата направлена к тому, чтобы удерживать в нем количество возбуждения на возможно более низком уровне. Факт 73. Все, что содействует нарастанию напряжения, должны быть рассматриваемо как нарушающее нормальные функции организма, то есть как неудовольствие. Факт 74. Принцип удовольствия выводится из принципа константности, что соответствует гомеостатическому регулированию. Факт 75. Под влиянием стремления организма к самосохранению принцип удовольствия сменяется принципом реальности, который не оставляя конечной цели - достижения удовольствия, откладывает возможности достижения удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию. Факт 76. Напряжение в психическом аппарате человека обусловлено химическими процессами. Далее факты-положения, установленные другим выдающимся психологом ХХ века - первым наиболее сильным оппонентом З.Фрейда - А.Адлером (интерпретация положений А. Адлера взята из книги Л.Хьелла, Д.Зиглера. Теории личности) (17). Факт 77. Концепция творческого «Я» является главным конструктом адлеровской теории. Факт 78. Все остальные концепции занимают подчиненное значение по отношению к главной концепции творческого «Я». Факт 79. Каждым человеком движет конечная цель стремление к превосходству, который выступает как единый фундаментальный мотив. Факт 80. Для людей с позитивным стилем жизни стремление к превосходству оборачивается позитивным стремлением к совершенству. Факт 81. Великие стремления вперед и вверх по своей природе универсальны. Факт 82. Стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими тратами и усилиями. В результате уровень напряжения у индивидуума скорее растет, чем снижается. Факт 83. Люди, живущие в согласии с миром, стремятся его улучшить. Далее идут положения из гуманистической психологии американского психолога А. Маслоу (из книги Л.Хьелла, Д.Зиглера. Теории личности) (18). Факт 84. Мотивация человека, его цели и задачи в значительной степени определяются иерархической системой потребностей. Низшими потребностями являются физиологические и безопасности, а высшими, духовными потребностями являются потребности самоактуализации или потребности личного самоусовершенствования. Факт 85. К.Г.Юнг, создатель аналитической психологии считал, что конечная жизненная цель личности достижение самореализации - обретение самости. Но эта конечная стадия доступна только способным и высокообразованным людям (из книги Л.Хьелла, Д.Зиглера. Теории личности) (19). Далее идут положения, установленные автором в результате исследований, описанных в этой книге. Факт 86. Ассоциативно связанные понятия легко воспринимаются мозгом, легко воспроизводятся и вызывают положительные эмоции, когда отличаются неожиданным сходством смысловых оттенков с абстрактной информацией, что облегчает догадку на поставленный вопрос. Факт 87. Понятия, связанные смыслом в структуру, относительно легко воспринимаются мозгом, прочно запоминаются и относительно легко воспроизводятся. Факт 88. Наводящие вопросы, направленные точно в цель, то есть в область конкретного понятия, образуют в коре больших полушарий зону «светлого пятна», оно вызывает реакцию ответ-догадку того понятия, которое предполагалось в вопросе. Факт 89. Наводящие вопросы, направленные последовательно на ассоциативные понятия связывают их, образуя ассоциативную цепочку, например, водопроводный кран закрыт, вода не течет, электронная лампа закрыта, ток не течет и т.д. Факт 90. Наводящий вопрос есть поиск нужного понятия в локальной структуре в стремлении получить необходимую догадку-отражение, которое составляет сущность микрооткрытия. Факт. 91. Если догадка неудачна и микрооткрытие-озарение не состоялось, то ставится новый наводящий вопрос, связанный с другим близлежащим понятием в том же месте локальной структуры. И так до тех пор, пока как лучом радара не будет нащупано то место в структуре, от которого можно оттолкнуться и двигаться дальше. Заключаем факты-положения высказыванием Л. Кьюби. Факт 92. Л. Кьюби. Творческая личность – это такая, которая некоторым, сегодня еще случайным образом сохраняет способность использовать подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые может быть, потенциально являются в равной мере одаренными. Перечисленные нами структурные элементы различных теорий, рассматриваемые как микроструктуры, лежат в основе кульминационного момента сознательной и бессознательной деятельности мозга – озарения. Как мы говорили выше, эти микроструктуры будут нами рассматриваться как факты, из которых мы сделаем наши принципиальные выводы. Чтобы осмыслить связи, прибегнем к сильнейшему методическому средству мышления - внутреннему диалогу с самим собой. Тогда скрытые противоречия будут выкристаллизованы более отчетливо. Из всех связей самая трудная - в свете современных успехов нейробиологии, самая интересная проблема философии – найти связь между материальными процессами, протекающими в мозгу и психическими процессами, которые обуславливают наше сознание и пик его - озарение. Попробуем поискать ключ к этой проблеме в системе наших размышлений. Как происходит передача информации от одной нервной клетки к другой? Через синапсы. Где они находятся? Синапсы расположены в тех местах, где контактируют соседние нейроны (нервные клетки). С чем можно сравнить действие синапсов? С перекрестками на проводящих путях мозга. Есть другая аналогия. Синапс – это переключатель, благодаря которому в синаптическую щель выбрасывается медиатор. Как это происходит? Есть два нейрона. Один передающий, другой воспринимающий. Сначала канал закрыт, поэтому передача информации произойти не может. Затем синаптический пузырек подходит к щели и выбрасывает медиатор. Медиатор химическое вещество, которое взаимодействует с рецептором (принимающий нейрон). Канал открывается. После этого происходит перемещение ионов из передающей клетки в принимающую и – наоборот. В результате возникает электрический ток. Происходит передача информации. Затем канал закрывается. Может ли по этому пути информация пройти вторично? Да, при этом могут образовываться замкнутые нейронные сети. Создается облегченный путь прохождения нервного импульса. Р.Ильюченок находит здесь такой наглядный образ (20). На железнодорожной станции определяют наиболее удобный путь прохождения состава и с помощью «железнодорожной стрелки» - синапса осуществляют этот план. Затем «железнодорожный синапс-стрелка» вновь пропускает следующий состав по этому же пути, то есть по этому же следу памяти. И так может быть много раз. Воспроизведение следа памяти резко улучшается. В каких случаях возникают в мозгу облегченные пути прохождения нервных импульсов? По Ильюченку, при циркуляции возбуждения в замкнутых нейронных цепях, когда возбуждение одного из нейронов приводит к последовательному возбуждению клеток нейрональной системы, и замыкается цепь передачей на первый нейрон. С помощью чего возникают в мозгу замкнутые нейронные цепи? Замкнутые цепи нейронов возникают при помощи отростков, которые есть у нейронов. Нервные импульсы циркулируют по этим цепям, но это происходит в состоянии повышенной активности нейронов. Реверберация нервных импульсов сопровождается интенсивной работой синапсов. К чему это приводит? Увеличивается количество пресинаптических пузырьков медиатора, готовых выброситься в синаптическую щель и повысить возбудимость постсинаптической мембраны рецептора соседнего нейрона. Каким образом осуществляется интенсификация работы синаптической передачи? За счет увеличения выделения медиатора на каждый нервный импульс. И, во-вторых, за счет повышения чувствительности рецепторов или увеличения их числа. Когда возможна догадка-озарение ? Когда интенсивна работа синапсов. Что должно с ними произойти ? Скачкообразное накопление пресинаптических пузырьков медиатора. По какой причине резко увеличивается количество пузырьков медиатора? Это принципиальный вопрос связанный уже с психическими явлениями. Пока оставим без ответа. Как возникает в мозгу замкнутая нейронная цепь в процессе обучения? Известный прием многократного повторения приводит к получению быстрого воспроизведения полученной информации. Это связано с тем, что сознание отдает свои функции подсознанию, которое работает в условиях автоматизированного навыка. Не экономится ли при этом энергия прохождения нервного импульса? По-видимому, да, так как при многократной непрерывной активности в первой клетке происходят изменения – либо процесс её роста, либо метаболические изменения, облегчающие процесс переноса. Кто придерживается такой концепции? Американский физиолог Д.Хебб (21). Как связан эффект реверберации и циркуляции нервных импульсов по замкнутой цепи нейронов с барьерами Кедрова? Именно циркуляция нервных импульсов объяснима теорией барьеров Кедрова. Мысль потому течет по одним и тем же связям и понятиям в рамках одной структуры, потому что путь по ним облегчен, и воспроизведение следа памяти происходит даже помимо желания и воли исследователя. Не есть ли это принцип экономии сил, о котором говорил П. Симонов? Такое объяснение можно дать вполне. Что нужно сделать, чтобы переключить синапс на другой путь? Очевидно, затратить энергию, так как по закону сохранения энергии она не может возникнуть из ничего. Что значит преодолеть познавательно-психологический барьер? Проложить другую нейронную цепь в многочисленных возможных комбинациях этих путей. Откуда взять энергию? Из космоса или же внутреннюю, резервную. Как такую энергию можно назвать? Собственную – психической, а другую, подпитывающую человека – космической. Кедров считал, что преодолеть барьер можно только в том случае, когда в направление течения мысли случайно вторгается новый независимый ряд – ассоциация, которая действует как трамплин, подбрасывая мысль над барьером. Какое здесь можно дать нейробиологическое толкование теории Кедрова? В отделах памяти мозга воспроизведение следов памяти происходит по всем тем траекториям, которые фиксируют структуру привычных взглядов или привычных смыслов. Вдруг извне поступает информация, ассоциативно связанная с каким-либо элементом старой структуры и имеющая с этими элементами-понятиями близкий смысл. Например, течет вода - течет ток. Вода и ток связаны через образ «течет». Новое понятие ток находится на траектории среди всевозможных других траекторий распространения нервных импульсов. По ним когда-то распространялись нервные импульсы, и потому новое понятие, весьма вероятно, оказывается в окрестности порога считывания информации, когда пересечется с «привычным» замкнутым путем прохождения импульса. Так у поэтов отыскиваются неожиданные ассоциации, расположенные на многочисленных траекториях, до озарения несвязанных между собой. Что в результате происходит в мозгу? Начинает формироваться новая нейронная сеть или, точнее, новый небольшой её участок. Ранее след памяти связывал понятия: водопроводный кран, течет вода, кран открыт. Затем добавился участок локальной сети или локальной структуры: электронная лампа открыта, течет ток. Далее автор приводит эпизод из своей жизни и дает его анализ. Чувствовал себя неважно, вяло, ничего делать не хочется, даже думать. Пошел на море решил искупаться. Было утро, и вода еще не нагрелась. Холодная вода освежила. Появилась энергия. Мозг стал работать с удвоенной силой. Стал думать о концепции И.П. Павлова деятельности сознания как о «светлом пятне» максимальной работоспособности мозга, Возникла мысль - работа не может совершаться без приложения энергии, они тесно связаны. Родился вопрос - откуда возникает энергия, когда своей не хватает. Однако мысли были расплывчаты, целостной структуры ещё не было. И здесь понятие энергии вдруг выплыло в область сознания, и синаптические пузырьки в мозгу того, кто пишет эту книгу, стали выбрасывать медиаторы в те участки нейронных сетей, где хранился след памяти понятия - образа «энергия». Но по-прежнему все было расплывчато. Однако блеснула цепочка - если ли связь психической энергии, космической энергии и выбросами синаптических пузырьков? И здесь, как по теории Кедрова, на помощь приходит еще одна ассоциация, образ которой – солнечная энергия, в клетках зеленых листьев превращается в хлорофилл. В преддверии догадки у меня появилась дополнительная энергия. Мое психическое и физическое состояние резко улучшалось. По-видимому, эта решающая ассоциация дала ещё один толчок. Мысли засверкали, заструились, сталкиваясь между собой и потоком понеслись в новую структуру. Миг и озарение свершилось - так же, как солнечная энергия зелеными листьями превращается в хлорофилл, так и космическая энергия превращается в мозгу в электрическую энергию нервных импульсов, а она в психическую энергию. Это, безусловно, гипотеза. То, что в науке называется спекулятивным предположением. Но перейдем снова к диалогу с самим собой. Если, по Павлову, сознание есть зона максимальной работоспособности коры больших полушарий, то какова работоспособность всего того, что находится в тени «светлого пятна»? По-видимому, чем дальше в тень (в сторону), тем меньше работоспособность. Имеем ли мы право опровергнуть этот принципиальный тезис гениального физиолога, учитывая, что озарение невозможно, без мощного энергетического всплеска энергии, а сознание только фиксирует этот всплеск, выполняя функцию приемника. Следовательно, мощный всплеск энергии обусловлен бессознательными процессами. Налицо явное противоречие. Не больше ли энергия бессознательного энергии сознания? Тень ярче света!? Как соотносятся между собой сознание и бессознательное? Они и помогают друг другу и тормозят, так как это ветви одного процесса. В чем состоит процесс познания? Переход от одной информационной структуры к другой, иногда через озарение. Как исходная структура отображена в мозгу? Она закреплена в нем в виде энграммы. Следы нервных впечатлений формируют в отделах памяти мозга нейронные сети. По какому принципу строятся сети, то есть как они соотносятся с внешним миром? По принципу отображения смыслов, которые есть составная часть мира. Где находятся все смыслы мира? Математик и философ В. Налимов считает, что все смыслы мира закодированы на некоторой числовой оси µ. Как происходит их раскодировка? Они проявляются через тексты. В том месте, где смыслы не распакованы, что есть там? Семантический вакуум, так полагает В.Налимов. Почему у человека появляется желание распаковывать скрытые от него смыслы? Нейрофизиолог П. Симонов выдвинул концепцию, что это есть проявление идеальной потребности познания. А.Адлер полагал, что деятельность человека обусловлена его мощным творческим «Я» (22). Означает ли это, что те самые исходные психические структуры Вертгеймера, в которых намечаются деформации и напряжения, стремятся от них «избавиться» по той причине, что у человека есть идеальная потребность к пониманию нового? Да, идеальная потребность познания – это потребность понять не распакованные до этого смыслы мира. Но почему человек выбирает одни смыслы, а не другие, из их большого множества? Как он отдает предпочтение, по какому признаку? Смыслы мира отличаются одни от других по количественному признаку, через числовую меру, как это не покажется парадоксальным. В чем она состоит? Каждый смысл имеет свою вероятность быть распакованным, то есть проявленным через текст. Как можно взвесить все смыслы, которые расположены на линейном континууме? С помощью априорной плотности вероятности р(µ). Каждому отрезку на оси µ соответствует участок этой функции, которая показывает с какой априорной вероятностью могут быть распакованы смыслы мира, спрессованные на отрезке (µ1, µ2). Как связаны смыслы и сознание? Сознание – психическая функция человека. Ее главная роль – познание мира. Мир открыт для сознания. Сознание видит мир через смыслы и стремится раскодировать их. Но куда помещаются смыслы после раскодировки? В отделы памяти мозга. Каким образом все множество проявленных через тексты смыслов прочно закрепляется в мозгу? Каждый появившийся текст является новым для человека. Если новая информация эмоционально окрашена и ассимилирована одной из информационных структур, то она оставляет прочный след памяти. Что значит прочный след? Это означает, что он легко воспроизводится в нужный момент. Есть порог считывания информации. Если след памяти находится в окрестности этого порога, то считывание идет легко и быстро. Если след «спрятан» далеко, в подпороговой зоне, то считывать информацию трудно и человеку кажется, что он её забыл. В каких случаях воспринимаемая мозгом информация эмоционально окрашена? Например, тогда, когда отличается существенной новизной и приближает или удаляет человека от его цели. Когда эмоция положительна? Когда информационный сигнал приближает человека к цели. Правильная догадка-озарение приближает человека к цели? Да. Следовательно, она должна вызвать положительную эмоцию? Так всегда и бывает. А если озарение не происходит, каким знаком отличается эмоция? Переживания отрицательны. Какая информация оказывается самой новой для человека? Та, которую он открыл сам для себя. Как рождается открытие? Спонтанно. Что происходит с человеком в момент рождения открытия? Его как будто что-то озаряет. Озарение случайно? Да. Можно ли дать этому явлению математическую трактовку? Озарение есть появление в сознании нового смысла. А, по теории Налимова, смыслам придана количественная мера. Они взвешены функцией распределения (плотность вероятности) р(µ). Человек сначала видит один смысл, а потом озарение его меняет, смысл эволюционирует и появляется новый. Как это происходит? Спонтанно возникает случайная ситуация y, и как реакция на неё в бессознательном рождается спонтанное множество смыслов. Все эти смыслы как фильтром также взвешены условной функцией распределения р(y/µ) и мультипликативно воздействуют на первоначальную функцию р(µ), представляющую «смысловое окно», через которое человек видит свой локальный мир. И в результате появляется новая апостериорная функция распределения р(µ/y), которая взвешивает новые смысл озарения. Разве озарение несет не один смысл? Нет, их опять много. Почему? Потому что в сознание выплывает из бессознательного новая структура, а в ней много понятий, связей, и они рождают множество смыслов. Однако в новой структуре не все смыслы равноценны. Почему? Потому что человек всегда отдает приоритет какому-либо смыслу. А как это связано в материальной структуре мозга неравноценная взвешенность смыслов? Разные смыслы по-разному считываются из памяти. Что значит по-разному, если они из одной структуры? Траектории связей понятий внутри одной структуры закреплены в мозгу различно. Одни более эмоционально окрашены и считываются легче и быстрее. Другие тормозятся. Их из памяти извлечь трудно из-за механизмов торможения, но следы памяти в мозгу есть. Можем ли мы предположить, что каждый след памяти в мозгу имеет свойственную только ему эмоциональную окраску? Это предположение выглядит вполне очевидным, и тогда из этого должен следовать вывод о поле эмоций, запечатленном в мозгу . Является ли поле эмоций в мозгу неравномерным? Да, так как в момент поступления в мозг информации она не могла быть одинаково эмоциональна окрашена. Какие траектории распространения нервных импульсов имеют приоритет? Те, что биологически значимы на данный момент и те, следы которых проторены в нервной сети много раз. Какие следы памяти информации являются биологически более значимыми по отношению к другим? Те, которые отображают информацию, приближающую человека к поставленной цели (как он её считает). Ученый видит перед собой творческую цель. Что он испытывает, когда его «озаряет»? Сильную положительную эмоцию, чем труднее досталось то, что вдруг стало его творческим достоянием, тем сильнее эмоция. Сильная положительная эмоция доставляет ученому удовольствие. Какому фундаментальному принципу это соответствует? Фрейдовскому принципу понижения количества напряжения. Можно ли сказать, что фрейдовский принцип удовольствия применим к процессу творчества? Да. Кедров говорил о необходимом условии открытия - напряженность мысли. Стремясь разрядить количество возбуждения, ученый изначально стремится к удовольствию? Да. Но все знают, что жизнь ученого - это скорее тяжелый труд, нет ли здесь противоречия? Нет. Но если он стремится к удовольствию, то почему до этого он стремился к напряженному мыслительному процессу? В соответствии с адлеровским принципом напряженного стремления к превосходству и совершенству. Как, по теории Фрейда, объясняется побуждение ученого не бояться напряженного мыслительного процесса? Принципом реальности, когда на время откладывается достижение цели. Вытекает ли отсюда вывод, что концепции двух непримиримых оппонентов дополняют друг друга в кульминации творческого процесса, когда происходит озарение? Приходится констатировать этот потрясающий и удивительный факт. В момент озарения, что ощущает человек? Миг самосовершенствования.Краткий миг достижения самости. Что побуждает ученого и где он берет силы для совершения акта озарения? В том самом активном творческом «Я», которое Адлер считал главной силой в человеке. Хотя озарение, как мы видели, спонтанно, но разве оно может пройти без подготовки? Нет. Нервные импульсы многократно проходят одни и те же пути, но безрезультатно – эмоция отрицательна, цель далеко. Вдруг, что-то происходит – и новые волны нервных импульсов идут в различных направлениях, формируя новые траектории путей, неосознаваемые человеком. Это – вдохновение. Какой внешний удар запускает волны электрических импульсов в мозгу? Энергия, под воздействием которой проторяются другие пути в материальной структуре мозга и пока еще неосознанно формируются новые смыслы, не вышедшие на поверхность – в область сознания. Что при этом чувствует человек? Он смутно, интуитивно ожидает новые связи и новые понятия – смутные образы, до этого ему неизвестные. Почему смутные? Слаба энергия их проявления. Но где-то она прорывается и выплывает на поверхность? Где-то – да. Но человек еще не может сказать, что этот новый образ связан со старой структурой и определяется её свойствами. Однако смутное, слабое ощущение есть. Как вулканическое извержение начинает проявляться сначала слабо, струйками дыма. Копится энергия – а потом все летит вверх с сокрушающей силой. Когда в сознание из бессознательного выплыл один смутный образ, как он воздействует на дальнейшую деятельность мозга? В бессознательном между всей структурой и её будущей частью в результате рекомбинации следов памяти возникла связь. Но нервные импульсы пока слабо проходят по этим путям. Но как только внимание у человека сознательно сосредоточивается на поиске связи, возникает доминирующий очаг возбуждения на этом участке, и слабая связь проторяется все сильнее и сильнее. В результате, в сознание всплывает еще один образ-понятие, смутно связанное со всей структурой и первым всплывшим образом. Создается впечатление, что развитие структуры идет по этапам. Какой наиболее вероятный образ выплывет из бессознательного первым? Скорее всего, что тот, который ближе к нервным замкнутым цепям, формирующим исходную структуру в мозгу человека. Часто это происходит под воздействием случайной ситуации y. «Расстояние» от исходной структуры до ассоциативной может быть не очень близким. Но вдохновение делает его преодолимым. И мысль видит у них близкие элементы. Таким образом, вдохновение, о котором так много говорят есть следствие часто неподвластных для человека энергетических воздействий или внешних влияний космоса или внутренних резервов. Нет всплеска энергии – нет озарения. Почему озарение имеет случайную природу? Потому что огромное количество синапсов, регулирующих потоки нервных импульсов и гигантское количество нейронов в мозгу, создают бесчисленное количество комбинаций. Все траектории нервных импульсов имеют различную вероятностную степень эмоциональной окрашенности и различную удаленность от порога считывания, а потому – различную возможность воспроизведения, различные тормозящие механизмы считывания и записи. И как следствие – озарение имеет случайную природу! Но так как красота смыслов различна и субъективна, то возникает случайность вдвойне. При распространении нервных импульсов наблюдается волна, перемещающаяся в мозгу и имеющая вероятностную природу – так же как в физике нельзя точно знать местоположение электрона на орбите вокруг ядра, а только вероятность его пространственных координат. Хорошо запоминаются и хорошо воспроизводятся только те траектории, которые отражают определенный смысл. Отсюда вывод: в обучении надо оперировать смыслами. Любая зубрежка никогда не даст должного эффекта. Все, что зазубрено, в долговременную память не попадает. Если проводить аналогию между волновой природой нервных импульсов, распространяющихся в коре головного мозга и в его более глубоких слоях с физическими процессами в неживой природе, то возникает образ зоны интерференции, в которой различные волны или гасят друг друга, или взаимно усиливаются, складываясь. Поэтому энергия в различных участках нейронной сети различна. Там, где происходит сложение - там наблюдаются всплески энергии и там человек отчетливо осознает то, что произошло в бессознательном. У Вертгеймера всё построено на целостном восприятии и при этом свойства части зависят от свойств целого. Как можно интерпретировать всплески энергии в бессознательных процессах с точки зрения гештальтпсихологии? Те части будущей структуры, попавшей в область максимальной работоспособности мозга, как зоны повышенной энергии, связаны в бессознательном общим целостным смыслом и им определяются. Волны, которые распространяются в бессознательном уже в рамках новой структуры проторяют такие следы памяти, которые обусловлены новой структурой. Наступают моменты один за другим, последовательно в области зон повышенной энергии выплывают элементы новой структуры. Что же нужно делать в процессе обучения в школе, чтобы усиливать энергию волновых импульсов, чтобы она было достаточной для прорыва в область сознания, и смутные представления были заменены отчетливыми? Организовать поток структур-образов, каждый из которых несет свой «квант» энергии. В процессе обучения - это рисунок, лепка, отображающие наглядный ассоциативный образ будущей абстрактной структуры, это театральный образ, небольшие учебные пьесы и хореографические миниатюры, художественное слово. Все это как бы нанизано на наводящие вопросы с их радарной направленностью, вызывающей волну отражения. Этот поток необязательно жестко скоординирован, чем больше свободы, тем сильнее будут суммарные волны всплесков озарений и целостного охвата смыслового учебного образа. Но каждый образ должен отображать субъективное представление о красоте, чтобы вызывать поток положительных эмоций и расцвечивать воспринимаемую мозгом информацию.
Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.
Copyright © 2010 |