|
Е. Синицын Теория творчества. Структурный анализ мышления. Теория интегрированного обучения. Процесс творческого обучения и барьеры Кедрова
Механизм творчества является одним из труднейших в понимании мыслительной деятельности человека. Если бы человеку удалось понять, как ему приходят в голову божественные откровения законов природы? Как шаг за шагом он проникает в тайны мироздания? И тогда используя могущество своего мозга, человек мог бы целенаправленно не только формировать свое знание, но развивать выявленные способности мозга. Б.М. Кедров, всю свою жизнь посвятивший проблемам творчества в науке и технике, предложил удивительную и интересную теорию о том, как человек делает открытия и изобретения. К сожалению, к настоящему времени теория барьеров Кедрова достаточно не оценена. В основе этой теории лежит анализ движения творческой мысли, на пути которой в мозгу всегда стоят познавательно-психологические барьеры (ППБ). В чем их смысл? Какие функции они несут в деятельности мозга? Кедров считает, что цель первой функции – тормозить движение творческой мысли. Цель второй – стимулировать процесс развития (1). В чем смысл тормозящей функции? Кедров пишет, что когда хотят создать водоем, то реку перекрывают плотиной – задерживая воду, она обеспечивает наполнение водоема. Так и в мозгу: барьеры препятствуют замене старой информации новой. Оградительная функция барьеров напоминает русло реки, с обеих сторон окаймленное высокими берегами и определяющими ее течение. Творческая мысль человека, двигаясь к истине, находится в некотором ограничивающем ее русле, за пределы которого ей выйти не просто. Нейрофизиолог академик П. В. Симонов один из немногих, кто поддержал теорию Кедрова, говорил, что диалектика развития психики такова, что коллективный опыт человечества, сконцентрированный в сознании, должен быть защищен от случайного, сомнительного, не подтвержденного практикой. И потому мозг бережет фонд знания от причудливого смешения следов полученных ранее впечатлений, подобно тому, как природа оберегает генетический фонд наследственности от превратности внешних влияний (2). Очень близкие, по сути, мысли о консерватизме мозга еще до Кедрова высказал З. Фрейд. Он рассуждал так. Сознание есть, главным образом, система восприятия раздражений, приходящих к нему из внешнего мира. Эта система должна лежать на границе внешнего и внутреннего. Она обращена к внешнему миру и облекает другие психические системы (3). Фрейд образно сравнивал живой организм с пузырьком как органом раздражимой субстанции. «Этот кусочек живой материи носится среди внешнего мира, заряженного энергией огромной силы и, если бы он не был снабжен защитой от раздражения, он давно бы погиб от действия этих раздражений» (4). Поэтому этот пузырек вырабатывает предохраняющие приспособления. По Кедрову – это познавательно-психологические барьеры, препятствующие непрерывному переполнению мозга новой информацией. Другими словами, сознание не только воспринимает, оно еще тщательно фильтрует все то, что вызывает его ответную реакцию. Но могла ли природа так организовать человеческий мозг, чтобы его деятельность была только консервативна? Безусловно, нет! Она придала мозгу вторую функцию – стремление преодолеть первую, тормозящую развитие. Таким образом, первая функция ППБ, защищающая мозг от переполнения информацией, стабилизирует поведение человека, создавая ему относительно комфортную среду психического обитания. В этом ее положительная роль. Парадокс состоит в том, замечает Симонов, что, препятствуя появлению новых гипотез, тормозящая функция в то же время сама несет в себе стремление к их возникновению (5). И потому в теории Кедрова появляется вторая функция, вступающая в противоборство с первой. Как видим, принцип единства и борьбы противоположностей здесь реализуется в явном виде. Предлагая схему процесса познания, Кедров опирается на известную трехаспектную или, выражаясь несколько иначе, трехступенчатую схему Энгельса. Сущность концепции Энгельса заключается в том, что сначала исследователь собирает единичные факты (индуктивный метод Бэкона), анализирует их и выделяет особенное. Но связать факты в единое и непротиворечивое целое ему не удается.
скачать главу (файл в формате PDF)
Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.
Copyright © 2010 |