на главную

карта

об авторах сайта

 контакт

     
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                 

Е.Синицын, О. Синицына

Характеристики психологических типов. Система развития одаренных детей.

Изд. НГАХА. Новосибирск, 2006. 

Интуитивно-мыслительный экстраверт                                                                                                                                                     

  Интуитивный экстраверт, по определению Юнга, есть тип с бессознательным восприятием. Интуиция, наполненная энергией, работает в двух направлениях. С одной стороны, она ищет идеи во внешнем мире, с другой, она способна погружаться в бессознательное и черпать оттуда  идеи. Соединение в экстравертной установке интуиции и мышления создает психологический тип, который при позитивности мышления, стремится охватить как можно больше возможностей и докопаться до сути явления. Именно такой образ мышления и лишенная страха перед неизвестностью интуиция, рождает тип ученого-первооткрывателя. Примером может служить деятельность выдающихся ученых, создавших значительные теории и совершивших открытия в различных областях фундаментальной науки (предположительно к этому типу принадлежал физик Ландау).

Другим примером такого ученого, по-видимому, является английский философ Дж. Локк (основатель школы философского эмпиризма), предложивший новые (для своего времени) подходы. Если до него считали, что некоторые научные постулаты существуют a priori, то есть являются врожденными идеями (по Декарту), изначально заложенными в мозгу, а знание можно получить, выводя его из ума, то Локк предположил, что знания можно получить: через интуицию, рассуждение и ощущение, воспринимающее существование отдельных вещей. Как писал выдающийся математик и философ Уайтхед, Локк открыл "время эпохальных исследований научных проблем ограниченного характера... и постулаты, на основе которых можно было исследовать любой научный вопрос".

Свойство экстравертной интуиции выражается в том, что наделенный ей человек живет, как говорил Юнг, по своим собственным "моральным законам деятельности", которые не всегда совпадают с соответствующими требованиями общества и общепризнанными моральными воззрениями. Примером тому может служить ситуация, при которой этот тип, охваченный какой-нибудь необычной идеей, бросается доказывать всем и каждому ценность и полезность своей идеи, не обращая внимания на то, что многим окружающим, не обладающим ни его знаниями, ни способностями, ни интуицией - она кажется непонятной, абсурдной и вообще не нужной.

Общепризнанные ценности и общепринятые факты не являются для этого типа авторитетом, поскольку соединение интуиции и мышления имеет тенденцию выводить мысль за рамки реальных обстоятельств и за границы данного. Приспособившись к вновь возникшим обстоятельствам, интуитивно-мыслительный тип не стремится строго следовать им - он всегда в поиске нового. Интуитивно-мыслительный экстраверт думает чаще образами (среди представителей этого психологического типа много выдающихся поэтов и литераторов, предположительно к этому типу принадлежал А. С. Пушкин), чем словами, поэтому у него развитое ассоциативное мышление.

По словам Юнга, интуитивный экстраверт "интенсивно берется за новые объекты и пути, подчас даже с чрезвычайным энтузиазмом, но как только размер их установлен и нельзя уже предвидеть в дальнейшем их значительного развития, он тотчас же хладнокровно бросает их без всякого пиетета, по-видимому, даже не вспоминая больше о них" (9, с.449). Юнг отмечает, что когда интуитивный  экстраверт оказывается во власти созерцания и добровольно подчиняется его власти, он мало считается с благополучием окружающей среды. Если же у такого типа  слишком вытеснены ощущение и чувство, он живет и действует, находясь под воздействием своих идей, мыслей и воображения, растрачивает слишком много энергии. Следствием подобного образа жизни могут стать срывы или депрессии, так как чрезмерное растворение в объектах,  по Юнгу, неминуемо ведет к потере телесного здоровья (поскольку вытесненные функции (ощущение и чувство) уже не могут исполнять роль уравновешивающего психического механизма).

Сфера жизненных интересов интуитивно-мыслительного экстраверта всегда там, где для него в данный момент наибольший интерес (независимо от сферы деятельности). Человек этого типа почти всегда живёт ради будущего - ради тех результатов, которые он уже увидел благодаря своей интуиции или надеется увидеть впереди. Подчас это приводит к тому, что многое из того, что задумано и открыто, не доводится им до завершения, после чего он вновь принимается за другое. А в случаях крайней выраженности типа, когда оказывается полностью вытесненной функция ощущения, он может впадать в крайности, теряя контроль над реальностью, пускаться в авантюры, не задумываясь о последствиях, терять чувство самосохранения. Такой тип считает: "То, что Я задумал - должно быть исполнено любыми самыми невероятными способами",  поэтому, когда ему "закидывают удочку" относительно новой возможности развития его идей, он попадается на нее мгновенно, не задумываясь о последствиях, хотя реальность далека от них, он раскручивает в своем мозгу всю цепочку событий. Он может продолжать жить в этом пограничном состоянии и надеяться на чудо очень долго (даже многие годы). Хотя, как правило, в результате - реальность приводит его к тому, что большинство его идей оказываются неосуществимыми. Но, в конечном итоге, это его ничему не учит.

Одним из их несомненных достоинств этих типов является оптимизм, который почти в безнадежных ситуациях становится психотерапевтическим средством, дающим силы. Большинство интуитивно-мыслительных экстравертов наделены творческой энергией (которая неведома многим другим типам), ведут активную общественную деятельность. Свои многочисленные идеи они могут раздавать направо и налево, часто ничего за это не получая. Но, когда они осознают, что их обманывают, они начинают вести себя "как слон в посудной лавке" - их решимость иррациональна, поэтому они сразу портят отношения со всеми подряд. В такие моменты у них отсутствует выдержка, и они проигрывают рациональным типам, если те ставят им ловушки. Гармония с окружающим миром мыслится ими через воплощение своих идей, которые чаще всего настолько парадоксальны и необычны, что нарушают привычную для обывателя стабильность, а часто вызывают открытую враждебность и неприязнь. Поэтому на пути этих типов почти всегда стоят почти непреодолимые трудности в виде массы косного большинства.

Интуитивно-мыслительные экстраверты слишком открыты для мира, они излишне доверчивы (не сразу отличают искренний интерес и участие от надетой маски); они тщетно ждут и надеются, что им обязательно помогут (можно сказать, что этот тип нередко является внушаемым типом). Если на пути этого типа не встретится человек, который ориентирован на практическую сторону жизни (мыслительно-сенсорный или сенсорно-мыслительный тип), то большинство его начинаний, скорее всего, утонет в обывательской трясине.

Если этот тип не обладает продуктивным мышлением и высоким интеллектуальным потенциалом, он превращается в пустого мечтателя, который всю жизнь проводит в погоне за новыми впечатлениями, смысл которых теряется за их бесконечной сменой.      

В вопросах быта интуитивно-мыслительный экстраверт уступчив, вообще старается по мере возможности о нём не думать, хотя ему нравятся комфортные условия, хорошо приготовленный обед и т.п., если это сделано кем-то другим, а не им. Сам он делает это чаще по принципу "сойдет и так". Это обусловлено тем, что ощущения, на которых основывается реальность, (быт - это и есть воплощение реальности), у этого типа вытеснены интуицией в область бессознательного.

Многие из представителей этого типа имеют страсть к приключениям, способны в одиночку отправиться в тайгу охотиться  или сплавляться по горной реке. Часто людей этого типа сравнивают с героем Сервантеса - Дон Кихотом, который, с точки зрения обывателя, выглядит как человек немного "с приветом", к тому же, такой тип подчас вызывает неприязнь своей нетерпеливостью, высокомерием, прямотой в выражении своих мыслей, симпатий и антипатий. Как говорил испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, Дон Кихоты – это грань, где сходятся реальный и ирреальный миры. Душа человека такого типа,  как и у литературного героя Сервантеса - Дон Кихота - "охвачена смерчем воображения" (4). Острые ощущения и стремление к приключениям подстёгивают интуитивно-мыслительного экстраверта так же, как и хорошее отношение окружающих. Странствующий рыцарь - Дон Кихот говорил о себе: "... у меня могут отнять счастье, но воли и мужества у меня не отнять...".

По типологии Фромма, если такой тип не является продуктивным, то может относиться: к рыночному типу. 

По типологии Адлера, если такой тип не является социально-полезным типом, то может быть: управляющим типом.

 

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.

 

        

                                                                       Copyright © 2010